Важнейшим фактором в интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста является явный и конкретный предметный образ, и простейшие действия с ним. Обучение становится понятным и облегчает малышу усвоение происходящего, если слова неотрывно следуют за действиями. Главными видами деятельности дошкольников младшего возраста являются сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними, повторяющееся методично и многократно. Дети сенсорно обследуют предметы: трогают, гладят, берут в руки, жмут, нюхают, пробуют на вкус овощи и фрукты, осматривают их, слушают, как они скрипят или шуршат. Чтобы облегчить детям их исследовательскую деятельность, родитель или воспитатель должен выполнить сам и обозначить словами, а дети повторяют за ним все его действия [4, c.16-17]
На этом этапе, как метод экологического воспитания, появляется игра. Главной деятельностью для этого возраста игра еще не становится, дети только начинают ее осваивать, поэтому основная задача педагога – отобрать простые и хорошо знакомые детям образы, наиболее ярко и доступно выражающих их экологическое содержание и последовательность игровых слов и действий.
Влияние природы на малыша огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
Формирование экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО происходит через ознакомление с миром природы в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач, как:
-формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
-воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми в формировании экологических знаний считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой и получения практического опыта. К таким формам взаимодействия относятся прогулки, наблюдения, экскурсии, экспериментирование и т.п.
Вся работа по экологическому воспитанию должна осуществляться в двух направлениях: в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.
Знания, полученные на занятиях, помогают детям во время наблюдений сделать выводы, способствуют формированию безопасного поведения детей в природе.
В течение года с младшими дошкольниками можно проводить.
— Циклы ежедневных наблюдений жизнедеятельности (повседневное наблюдение за декоративной птицей, аквариумной рыбой, в зимнее время года за елью и сосной, весной и осенью за цветущими растениями). Каждый из циклов включает от трех до пяти наблюдений. Они дают детям первые конкретные знаний об природных объектах наблюдения.
— Наблюдения за природными явлениями, с заполнением календаря погоды с помощью картинок-пиктограмм, одеванием бумажной куклы в соответствии с погодой.
— Совместная деятельность воспитателя с детьми в «Уголке природы» по уходу за комнатными растениями. Малыши приобщаются к определенной трудовой деятельности и пониманию их значения для растений.
— Чтение и разыгрывание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах.
— Проведение экологических занятий один раз в месяц.
— Проведение экологических утренников [16, c.68].
Для экологического образования широко используются прогулки. Малышей знакомят с сезонными изменениями в природе, со свойствами песка, воды, снега, а также наблюдают за насекомыми, животными и птицами. На прогулках организуются игры с природными материалами с использованием сказочных героев. Дошкольникам нравятся такие игры, в них они закрепляют уже имеющие знания.
Труд в природе ‒ одна из форм работы с детьми. Этот вид деятельности способствует формированию правильного отношения к окружающему. Воспитанники приобретают необходимые навыки ухода за объектами, закрепляют на практике свои знания [13, c.29].
Чтобы установить связи между явлениями и предметами в младшем дошкольном возрасте организуются поисковые действия, так называемые опыты. В них уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты способствуют формированию у малышей познавательного интереса и развитию наблюдательности.
Также в работе используются развлечения и праздники. С помощью загадок, игр, художественной литературы и музыкальных произведений дети решают определенные экологические задачи, стараются помочь героям и получают положительный эмоциональный настрой.
Большая роль в работе по формированию экологических знаний отводится экскурсиям — коллективному наблюдению. Педагоги помогают дошкольникам увидеть характерные признаки предметов и явлений, используя различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Повышению уровня познавательной активности способствуют беседы познавательного характера и проблемные ситуации.
Педагоги вместе с детьми могут участвовать в экологических акциях таких как «Покормите птиц зимой», «Чистота залог здоровья» и т.п., которые помогают формировать экологическую культуру дошкольников.
Работа с малышами по экологическому образованию не должна проходить без помощи и поддержки со стороны родителей. Их можно привлечь к участию в выставках, развлечениях, экскурсиях, организовать собрания и круглые столы, провести индивидуальные и групповые беседы, консультации, оформить информацию на стендах [13, c.29].
Такие формы работы демонстрируют родителям, какие знания необходимы детям для формирования основ экологической культуры и воспитания гармонично развитой личности.
В результате работы по экологическому образованию у младших дошкольников формируются:
-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
-начало экологической культуры у детей;
-практические действия по охране природы;
-желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой
- Илья Бирюков
- Экология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Илья Бирюков
Окончил РГУНГ, факультет химической технологии и экологии. Работаю преподавателем на кафедре экологии уже 18 лет. Очень люблю свою профессию, поскольку тема охраны окружающей природной среды сейчас очень актуальна. Написал 10 научных статей и 3 диссертации. С удовольствием делюсь своими знаниями с подрастающим поколением и хочу сделать их экологически образованными. Поэтому и решил кроме работы в вузе, помогать студентам и на сайте «Диплом777».