Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности генезиса правовой структуры мусульманской семьи

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Законность такого Совета корреспондирует нормам ст. 207 Конституции Пакистана, где значится, что проведение исследований в области ислама будет способствовать перестройке мусульманского общества на истинно исламской основе. Л. М. Гудошников отмечал, что «глубинным средневековьем отдает от этих положений одной из новейших в хронологическом отношении конституций XX века».
Особым образом происходило становление правовой системы в Судане. Новое уголовное законодательство начало формироваться в этой стране в 1983 г., но уже через два года новое правительство, пришедшее к власти после свержения режима Нимейри, решило аннулировать его. Следует подчеркнуть, что речь идет не об отказе от мусульманского права, а от кардинальных изменений, повлекших замену старых норм новыми [9].
В третью самостоятельную группу можно объединить правовые системы стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии, а именно Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Бруней, некоторые территории Малайзии. Конституции названных государств подтверждают государственный характер ислама, провозглашают мусульманское право источником существующего законодательства. Например, в ст.12 Конституции Кувейта значится, что государство стоит на защите ислама и всего арабского народа, а в ст. 2 четко указано, что религия исламского государства и исламский шариат будут основными источниками законодательства.
Тем не менее законодательство третьей группы стран испытывает не такое сильное влияние мусульманского права в рамках сложившихся в них правовых систем.
Четвертую и, пожалуй, самую многочисленную группу, составляют правовые системы большинства арабских государств (Египта, Ирака, Марокко, Алжира, Сирии), некоторых африканских и азиатских стран (Нигерии, Мавритании, Сомали и Афганистана). Мусульманское право в этих странах развивалось несколько иначе, чем в предыдущих трех группах. Так, конституционное право названных государств признает положения ислама и закрепляет за мусульманским правом статус базового источника права. Например, в Конституции Сирии в ст. 3 значится, что исламская юриспруденция является основным источником законодательства, а религией государства выступает ислам. Подобное конституционное закрепление верховенства законов ислама в данных государствах реализуется и в других отраслях права (в семейном праве, в наследственных отношениях, в вопросах установления опеки и попечительства) [1].
Из практики использования норм мусульманского права видно, что в четвертой группе стран «молчать» могут не только нормативные правовые источники, но и само мусульманское право. Фактически происходит взаимный обмен нормами, и источники разного порядка дополняют друг друга, когда стоит вопрос о назначении достаточного наказания за совершенное преступление. Можно было бы утверждать, что в странах четвертой группы наблюдается некая демократизация государственной и общественной жизни, если бы не отдельные ситуации, свидетельствующие об особой роли и значимости мусульманского права.
Пятую специфическую группу стран составляют государства некоторых азиатских и африканских стран, в частности, Филиппины, Мали, Чад, Танзания. Здесь мусульманское право продолжает регулировать отношения личного статуса, а также некоторые положения вакфов. Нормы фикха отчасти влияют на нормы действующего законодательства. Например, в Танзании семейное право регулируется нормами мусульманского права, которое, однако, не распространяет свое действие на Занзибар, где проживает основная часть мусульман.
Особняком от всех групп стран стоят правовые системы Туниса, Йемена и Турции. Так, в Турции официально нормы шариата не закреплены. Например, ст. 24 Конституции Турции, посвященная свободе религии и совести, достаточно демократична по своему содержанию, поскольку предусматривает право каждого человека на свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений. В Тунисе и Йемене мусульманское право лишь частично регулирует отдельные вопросы брачно-семейных, наследственных отношений. В то же время в Тунисе запрещена полигамия, а в Йемене права женщин и мужчин признаются равными. Указанные страны отказались от мусульманских судов, поэтому, по сравнению с остальными правовыми системами государств вышеуказанных пяти групп, они ощущают наименьшее влияние мусульманского права на себе [17].
Собственно, некоторые страны используют только отдельные положения шариата, в той части, в которой они не будут противоречить существующей внутри страны правовой системе. Многие характерные признаки фикха в настоящее время утратили свою прежнюю специфику, собственно, потому, что многие страны задумались над созданием полноценных правовых систем и действующих законодательств. Практика подтвердила, что не всегда удобно пользоваться законами шариата в решении спорных и конфликтных вопросов, а в рамках брачно-семейных отношений мусульманское право может поставить под удар провозглашенную демократию, о которой говорится почти во всех конституциях рассмотренных стран.

Picture of Анфиса Суханова
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.