Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности гендерных стереотипов феминности и маскулинности в подростковом возрасте

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Среди исследователей гендерных стереотипов в постсоветском пространстве можно выделить В.С.Агеева, который впервые обобщил и проанализировал основные подходы зарубежных исследователей к изучению гендерных стереотипов, сформулировал основные аспекты изучения. По мнению В.С.Агеева, подлинно научное исследование полоролевой стереотипизации требует интеграции трех уровней объяснения: биологического, психологического и социального. Полоролевые стереотипы должны быть поняты одновременно и как следствие полового диморфизма, и как следствие соответствующих психологических различий, и как следствие социальных и культурно-исторических факторов. В.С.Агеев утверждал, что эту проблему необходимо обсуждать широко. В дискуссии должны принять участие не только психологи, но и социологи, религиоведы, философы, биологи, медики, педагоги и т.д.: «Связь полоролевых стереотипов с социальными, религиозными, экономическими, историко-культурными факторами не вызывает сомнений».
В научной литературе множество работ посвящено изучению процесса формирования гендерных стереотипов. Традиционно к их числу относят такие социальные характеристики, как пол, возраст, уровень образования и т.д. Исследователи отмечают, менее образованные и урбанизированные слои населения проявляют меньшую критичность к новой информации, в то время как в кругах наиболее образованных людей проявляются признаки радикализации и активизации сознания. Более взрослое поколение склонно поддерживать традиционный уклад, сохраняя консервативный взгляд и на распределение ролей в современной семье. Другой значимый фактор – пол, гендерные стереотипы не всегда разделяются мужчинами и женщинами, к тому же по-разному оцениваются. Наиболее изученной является роль расового и этнического фактора, прежде всего называется стереотип «русской женщины», которой приписываются черты, в западной культуре свойственные скорее мужчинам: ум, сила, трудолюбие. Отдельное место в процессе формирования гендерных стереотипов отводят средствам массовой информации. Основная функция СМИ состоит в распространении и социальном освоении существующих норм и ценностей, но также подчеркивается роль в создании новых представлений о фемининности и маскулинности.
Азербайджанские психологи А. С. Байрамов и А. А. Ализаде отмечают, что на основании диморфизма, т. е. формирования морфологических, физиологических и психологических различий между полами, у мальчиков и девочек возникают половые признаки. Они проявляются у людей в различных сферах, начиная с общесоматической характеристики и заканчивая сферой мотивации.
Разумеется, что половые признаки детей проявляются в единстве с их возрастными особенностями. С этой точки зрения данные признаки трудноразличимы в воспитательной практике.
Возрастные особенности развития личности, также как и особенности общего развития, характерны для всех детей определенного возраста. Половые же признаки носят дихотомический характер. Они присущи или мальчикам, или девочкам. Это означает, что возрастные особенности являются признаками, оказывающими влияние на проявление половых различий.
На основании проведенных исследований можно с уверенностью сказать, что необратимость половой принадлежности полностью осознается детьми с 6–7-летнего возраста, при этом наблюдается рост половой дифференциации в поведении и ориентации. Гендерные представления взрослого человека и его идентичность представляют собой систему со сложной структурой. Сюда относятся его половая принадлежность, сексуальная ориентация, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные преимущества.
По мнению Ш. Бернини, большинство социальных ролей выполняется или мужчинами, или женщинами, которые стараются уже с самого раннего возраста ограничить себя в общении с лицами своего пола. Разумеется, что со всем этим нельзя не согласиться. Индивиды, отождествляя себя с мужчиной или с женщиной, в то же самое время создают соответствующую систему оценок и собственную идентичность. Таким образом, на основе собственных гендерных представлений создается мотивационное поле, опираясь на которое, мы побуждаемся к определенному виду деятельности.
После этого начинают возникать различные внутри- и внегрупповые процессы, появляется сформированная на основе определенных стереотипов система поведения человека. В связи с этим следует отметить, что именно гендерные стереотипы способствуют реализации схемы какой-либо роли, и закрепленные в памяти гендерные представления напоминают нам о той или иной модели поведения.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.