Деятельность, направленная на защиту, а также обеспечение устойчивости российской валюты. Данное направление деятельности реализуется ЦБ РФ независимо от иных государственных и местных органов власти. Следует отметить, что деятельность по стабилизации положения российской валюты на внутренних и международных рынках соотносится с активным взаимодействием с иными органами власти.
В правовой доктрине происходит активная дискуссия относительно особенностей процесса «мегарегулирования», осуществляемого ЦБ РФ.
Само понятие «мегарегулирование» является экономическим. Принятый в Российской Федерации интегральный подход к регулированию финансового рынка предполагает, что «существует единый универсальный регулятор, который осуществляет все функции надзора и контроля (включая контроль за обеспечением стандартов ведения бизнеса) в отношении поднадзорных организаций, представляющих все секторы и виды деятельности на финансовом рынке».
Регулирующее воздействие ЦБ РФ существенным образом влияет на всю экономическую систему РФ. В рамках регулирующей деятельности ЦБ РФ может осуществлять:
1. Нормативное регулирование деятельность специальных субъектов – банковских организаций и иных (например, ломбарды и т.д.).
2. Покупку и продажу российской и иностранной валюты (инструмент регулирования стоимости национальной валюты). Следует отметить, что прибыль от соответствующей деятельности (при ее наличии) является собственностью Российской Федерации.
3. Регулирование учетной ставки, которая существенным образом влияет на кредитные правоотношения на территории РФ (изменяет размеры потребительского кредитования, влияет на динамику экономического развития отдельных отраслей национальной экономики).
При этом необходимо отметить, что конституционно-правовой статус Центрального Банка РФ дополняется многочисленной законодательной базой, к которой можно отнести Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иные.
Так, особое значение статусу ЦБ РФ придает то обстоятельство, что он является субъектом стратегического планирования в РФ, что предполагает его активное участие в выработке моделей раз-вития отечественной экономической системы.
Положения Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ определяют, что Центральным Банков совместно с Правительством РФ (исполнительная ветвь государственной власти) реализуется кредит-но-денежная политика в РФ, а также осуществляется валютное регулирование.
Центральный Банк РФ обладает определенной автономией по отношению к государственному механизму РФ. При этом особенности правовой автономии положения ЦБ РФ близки к правовой автономии коммерческой организации. Однако деятельность по получению прибыль в отличие от коммерческих организаций не является основной целью ЦБ РФ.
На данный момент понятие конституционно-правового статус ЦБ РФ является не достаточно определенным и создает дискуссию вокруг него.
С учетом сложившегося статуса ЦБ РФ как мегарегулятора, с количеством полномочий, превышающих полномочия некоторых министерств, подобная правовая неопределенность может повлечь за собой неблагоприятные последствия с точки зрения контроля и надзора за осуществлением такого количества полномочий, а также их реализации, оценки эффективности.
Так, некоторые специалисты относят данное государственное образование к системе органов государственной власти (в силу реализуемых им полномочий), другие специалисты отмечают автономное и обособленное положение ЦБ РФ. Ряд специалистов считают возможным определять финансово-правовой статус Центрального банка РФ «исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом власти, но обладающего государственно-властными полномочиями».
В то же время Буклемишев О.В., Данилов Ю.А. отмечают, что применение данного подхода воз-можно лишь в научном контексте. При этом для нормативного регулирования данной дефиниции явно недостаточно. Конституционно-правовая направленность по не отнесению ЦБ РФ к органам государственной власти явно исходит из формулировок п. 2 ст. 75 Конституции РФ, в которых определен независимый характер деятельности ЦБ РФ от иных органов государственной власти.
При этом деятельность самого ЦБ РФ нельзя отграничивать от государственно-властной деятельности, реализуемой на территории РФ. Так, полномочия ЦБ РФ основаны, в том числе, на методах государственного принуждения. Отсюда следует, что и правовой статус Банка России должен вполне определенно закрепляться на конституционном уровне.
Центральным Банком России (ЦБ РФ) создана единая централизованная система, построенная на вертикальной управленческой структуре (рис.2). Система центрального Банка состоит из центрального аппарата, территориальных учреждений, расчетно-кассовых центров, вычислительных центров, полевых учреждений, учебных заведений и других предприятий, в виде подразделений безопасности, необходимых для обеспечения безопасных условий.
1488440-7556500Центральный Банк РФ
Особенности функционирования и проблемы банковской системы России
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.