Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности формирования произвольного внимания у дошкольников (4-5лет)

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Множество зарубежных и отечественных ученых педагогов и психологов занимались изучением особенностей формирования данного психического процесса. К ним относятся: И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С.Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие. Каждый из них давал свое определение вниманию как психическому процессу.
Т. Рибо рассматривает тесную связь внимания и эмоций. Он считает, что произвольное внимание, будь оно слабое или усиленное, вызывается эмоциями.
Н.Ф. Добрынин писал: «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных психических процессов этой деятельности».
С.Л. Рубенштейн считает внимание познавательной направленностью и сосредоточенностью на какой-либо объект.
Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на тесную связь внимания с речью. Они считали, что при произношении слова происходит указание на предмет, который будет объектом, на котором необходимо сосредоточиться.
Л.С. Выготский считает, что ключ к пониманию и развитию внимания ребенка необходимо искать вне его личности.
П.Я. Гальперин пишет: «внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий».
Таким образом, внимание можно определить как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности.
В научной литературе описывают несколько существующих видов внимания. К ним относят: непроизвольное внимание и произвольное внимание.
Непроизвольное внимание – простейший его вид. Его возникновение не связано с сознанием ребенка. Оно происходит само по себе, чаще всего носит пассивный характер. Причинами возникновения данного вида внимания являются причины физического, психического и психофизиологического характера.
Далее рассмотрим более подробно произвольное внимание и его свойства.
Главной особенностью произвольного внимания выступает сознательная деятельность ребенка. Произвольное внимание имеет тесную связь с волей человека. Оно вырабатывается вследствие трудовых усилий. Чаще всего оно носит название преднамеренное или волевое.
Главная функция произвольного внимания – регулирование протекания психических процессов.
Произвольное внимание имеет тесную связь с непроизвольным, так как является следствием его развития. Также произвольное внимание прослеживает свою связь с чувствами и эмоциями, а также опытом личности. Однако их влияние носит лишь косвенный характер.
Регулируется произвольное внимание лишь поставленными сознанием личности целями и интересами.
Так как внимание самостоятельный психический процесс, выделяют несколько присущих ему свойств. К таким свойствам можно отнести следующие:
1)Устойчивость внимания
Оно зависит от степени трудности задачи, его понятности, отношения и индивидуальных особенностей личности;
2)Концентрация внимания
Под данным свойством понимают уровень сосредоточенности личности. «Помехоустойчивость» — главный критерий этого свойства. Благодаря ему невозможно ничем отвлечь внимание от объекта направленности деятельности личности;
3)Распределение внимания
Данное свойство рассматривает способность одновременного выполнения нескольких видов деятельности личности;
4)Переключение внимания
Под этим свойством внимания понимается быстрое реагирование переключения с одного объекта на другой, а также быстрого реагирования и способности сориентировать свои действия в изменившейся ситуации. Такое свойство личности подвергается тренировки;
5)Объем внимания
Это свойство включает в себя одновременность охвата ясности нескольких предметов. Главной особенностью этого свойства является неизменность при тренировках и обучении. Его изменение возможно только в ситуации осмысленно связывать и структурировать материал сосредоточения деятельности личности;
6)Отвлекаемость внимания
Существует два вида отвлекаемости внимания. Первый – внутренняя отвлекаемость. Она возникает вследствие внутренних переживаний и эмоций личности. Причинами возникновения переживаний является отсутствие интереса к выполняемой деятельности.
Второй вид – внешняя отвлекаемость. Причинами возникновения являются отвлекающие раздражители. Под ними понимается внезапно возникающие предметы или явления, которые меняются часто и быстро.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— внимание – это психический процесс, который имеет свои функции и свойства, которые в свою очередь имеют свое отражение в деятельности личности;
— причинами формирования влияния являются физические, психические и психофизиологические свойства личности;
— внимание включает в себя направленность, цель, потребность, интересы и установки;
— роль внимания в развитии личности ребенка огромная. Благодаря успешному ее формированию происходит своевременное и полноценное развитие других психических процессов личности.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.