Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Формирование произвольности внимания тесно связано с развитием его свойств. Внимание детей неустойчиво и поэтому одна из главных проблем учителя в начальной школе — это рассеянность детей. Она проявляется в значительной отвлекаемости и неумении, долгое время, заставить себя сосредоточиться на каком-то одном предмете или явлении.
Рассмотрим несколько причин рассеяности детей [13, с. 88]:
1.Особенности процессов торможения и возбуждения в головном мозге ребенка. Быстрое утомление детей часто приводит к рассеяности. Оно легко может возникнуть при выполнении трудной и неинтересной работы.
2.Общее расстройство нервной системы, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющее кислородное питание мозговых клеток.
3.Растерянное и суетливое поведение самого учителя. Именно поэтому педагог обязан быть образцом сосредоточенности на уроке.
Концентрация внимания у младших школьников может увеличиваться в отношении интересного предмета или явления. Слушая живой и яркий рассказ учителя, дети могут не заметить окончания урока. Так же концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.
Так же и Л.С. Выготский говорил, что надо так педагогически организовать урок, так соотнести материал с колебаниями внимания, «чтобы на моменты подъема силы внимания приходились на наиболее ударные и важные места, а с моментами падения волны внимания совпадали с наименее важными частями изложения» [22, с. 68].
Младшим школьникам сложно одновременно выполнять несколько дел сразу, так как они плохо распределяют внимание, у них нет для этого автоматических умений. Но, Н.Ф. Добрынин не согласился с этим мнением и обосновал свою точку зрения тем, что распределение внимания быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к 3 классу многие дети в состоянии одновременно следить и за содержанием письма, и за его чистотой, и за правильной позой при работе. Они слышат дополнения и замечания учителя, не прекращая работы [9].
Один из самых главных факторов успеваемости — произвольное внимание. Исследуя взаимосвязь свойств внимания и успеваемости,
Т.М. Марютина определила, что хорошо развитое и продолжающее все время совершенствоваться произвольное внимание может и не оказывать значительного влияния на успеваемость [14].
Умение учителя внести некоторую эмоциональную насыщенность, так мотивировать ребенка на выполнение задания, чтобы оно возбудило интерес — является очень важным для организации внимания. Вместе с этим лучше, чтобы задания были доступны, но не слишком легкие для учащихся, тогда они смогут почувствовать свою успешность в обучении.
В исследованиях большинства отечественных психологов поднималась проблема формирования внимания у младших школьников в процессе обучения. Так, например, Н.Ф. Добрынин считал важным средством развития произвольного внимания не просто деятельность, а осознание значимости этой деятельности для личности человека и насколько важно внимание для ее выполнения [25]. Это свидетельствует о том, что внимание тесно связано с личной мотивацией ребенка. Добрынин предлагал воспитывать внимание ребенка путем воспитания личности, в том числе через развитие интересов и познавательных процессов школьника.
Средствами развития внимания школьников в учебной деятельности, по мнению М.Н. Шардакова являются [30, с. 254]:
•первые минуты урока;
•взаимосвязь нового материала с уже усвоенным;
•разнообразие упражнений на закрепление изученного материала;
•заинтересованность всех учащихся в деятельности.
По мнению М.М. Безруких и С.П. Ефимовой, развитие произвольного внимания младшего школьника, также напрямую влияет и на работоспособность ребенка [3]. Чем выше уровень развития внимания, тем выше работоспособность на уроке. В свою очередь работоспособность прямо влияет на продуктивность урока.
На работоспособность учеников влияют личностные и организационные факторы. К личностным факторам можно отнести: состояние здоровья, возраст, пол, тип нервной деятельности, эмоциональное состояние, тренированность, мотивация. К организационным факторам относятся: организация рабочей позы и рабочего места, условия обучения, соответствие средств обучения, режим труда и отдыха.
В течение урока психофизиологические особенности младшего школьника заметно влияют на изменения их физической работоспособности. Чем младше школьники, тем заметнее становятся колебания динамики и их работоспособности, именно это следует учитывать, планируя урок. Работоспособность учащихся в течение учебного дня нестабильна, ей присуще фазовое развитие: вхождение, оптимальная работоспособность и утомление.
Таким образом, идеи, определенные в работах данных психологов, сводятся к тому, что воспитание внимания осуществляется в большей степени с личной мотивацией самого младшего школьника, различными условиями жизни ребенка в семье и в школе. Оно происходит через организацию общей системы в процессе обучения и воспитания и строится в зависимости от динамики работоспособности учащихся.
Б.Г. Ананьев считал, что в воспитании внимания играет огромную роль воспитание его воли и твердости характера, сознательное отношение к знаниям ребенка. Также он говорил об особом значении сохранения устойчивого внимания на некоторых моментах в ходе урока. О таких как: наглядность учения, понятность и живость объяснения материала, некоторых упражнениях, например, на нахождение ошибок в каком-то увлекательном для школьника тексте [1].
Из выше сказанного можно сделать вывод — младший школьный возраст сензитивен для развития произвольного внимания. Это возможно только при условии, что учитель будет специально обучать учащихся организации учебной деятельности отведет время на воспитание произвольности внимания. Для этого важно:
•использовать приемы активизации мыслительной деятельности;
•развить учебную мотивацию;
•рационально организовывать деятельности на уроке.
Так же для развития внимательности значимо соблюдение дидактических принципов. Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики, упражнения, игры, которые возможно проводить даже в начале урока. Они очень интересны и одновременно увлекательны, а так же, что на наш взгляд самое главное — способствуют развитию произвольного внимания ребенка.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.