Суммируя выше перечисленное, мы можем сделать вывод что обучение лексике, как и другой вид речевой деятельности имеет свои характерные особенности и трудности. Для успешного обучения необходимо соблюдать все принципы отбора лексики, учитывать особенности изучения и делать особый упор на основные ошибки при изучении лексики.
1.2 Говорение как вид основной речевой деятельности
Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, при помощи которого происходит устно-речевое общение. Чтобы научить говорить на иностранном языке необходимо развить у учащихся способность осуществлять устное речевое общение в разных ситуациях согласно их реальными потребностями и интересами. Это предполагает, после окончания формирования навыка говорения учащийся должен быть способен:
– общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;
– связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
Говорение как вид речевой деятельности характеризуется процессом, состоящим из взаимосвязанных действий, предполагающих, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей с использованием лингвистических средств, а с другой — восприятие и понимание языковых структур. [11, c.120]
Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами:
мотив – потребность или необходимость высказаться;
цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения;
предмет – своя или чужая мысль;
структура – действия и операции;
механизмы – осмысление, предвосхищение, комбинирование;
средства – языковой и речевой материал;
речевой продукт – типы диалогов, монологических высказываний;
условия – речевые ситуации;
наличие или отсутствие опор.
методы обучения говорению
Формирование навыка говорения на иностранном языке происходит по той же схеме, что и на родном языке, начиная от приема до воспроизведения, как говорят психологи, и от слушания до речи, если мы выражаем это с точки зрения методологии.
Выделяют следующие особенности при формировании навыка говорения:
1. Речь должна быть мотивирована, т.е. говорящий выражает желание сообщить слушателю о чем-то интересном, важном или получить от него информацию.
2. Речь всегда адресована собеседнику.
3. Речь всегда эмоционально окрашена, потому что говорящий выражает свои мысли, свои чувства, свое отношение к тому, что он говорит.
4. Речь всегда ситуативна, поскольку происходит в определенной ситуации.
Выделяют следующие стратегии формирования навыков говорения:
1. Использование минимальных ответов.
Изучающие язык, которые не уверены в своей способности успешно участвовать в устном общении, часто слушают молча, в то время как другие говорят. Одним из способов поощрения таких учащихся к участию в говорении является помощь им в создании минимального количества ответов, которые они могут использовать в различных ситуациях общения. Такие ответы могут быть особенно полезны для начинающих.
Минимальные ответы — это предсказуемые, часто идиоматические фразы, которые участники беседы используют для обозначения понимания, согласия, сомнения и других ответов на то, что говорит другой оратор. Наличие запаса таких ответов позволяет учащемуся сосредоточиться на том, что говорит другой участник, без необходимости одновременно планировать ответ.
2. Распознавание сценариев.
Некоторые ситуации общения связаны с предсказуемым набором разговорных обменов — сценарием. Приветствия, извинения, комплименты, приглашения и другие функции, на которые влияют социальные и культурные нормы, часто следуют шаблонам или сценариям. То же самое касается транзакционных обменов, связанных с такими действиями, как получение информации и совершение покупки. В этих сценариях часто можно предвидеть связь между поворотом говорящего и последующим.
Преподаватели могут помочь учащимся развить речевые способности, ознакомив их со сценариями для различных ситуаций, чтобы они могли предсказать, что они услышат и что им нужно будет сказать в ответ. Посредством интерактивных заданий преподаватели могут дать учащимся практические навыки управления и изменения языка, который содержат различные сценарии.
3. Использование языка, чтобы говорить на языке.
Изучающие язык часто слишком стесняются что-либо говорить, если не понимают другого говорящего или понимают, что собеседник их не понимает. Преподаватели могут помочь учащимся преодолеть эту сдержанность, убедив их, что недопонимание и необходимость в разъяснениях могут возникнуть при любом типе взаимодействия, независимо от уровня языковых навыков участников. Преподаватели могут также дать учащимся стратегии и фразы для уточнения и проверки понимания.
Поощряя учеников использовать разъясняющие фразы в классе, когда возникает недопонимание, и положительно реагируя, когда они это делают, преподаватели могут создать подлинную среду для практики в самой аудитории. Развивая контроль над различными стратегиями разъяснения, ученики обретут уверенность в своей способности управлять различными ситуациями общения, с которыми они могут столкнуться за пределами класса.
Данные стратегии предполагают, что при обучении говорению у учащихся необходимо сформировать определенный лексический запас слов. То есть мы можем сделать вывод – при развитии навыка говорения самым важным этапом является изучение лексики. Лексика позволяет нам правильно использовать слова в предложениях, извлекать из памяти нужные слова и выражения правильно их использовать в речи. Умение грамотно использовать в процессе говорения активную и пассивную лексику позволяет обогатить речь, сделать ее яркой и выразительной.