Можно сказать, что российская налоговая система на пути процесса экономического перехода в стране стала неким препятствием. Уменьшили поступления в бюджет приватизация и смена форм собственности. Увеличилось число налогоплательщиков, однако к увеличению налоговых поступлений это не привело, и даже при строгом подходе к администрированию прослеживалось уклонение от уплаты налогов.
Следовательно, во избежание таких потерь вводились новые и новые налоги, увеличивалось их количество, возникали проблемы с администрированием.
Сначала были установлены налог с продаж, земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды, далее были приняты основополагающие законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц.
В начале экономических реформ увеличилась доля прямых налогов на фоне увеличения удельного веса косвенных налогов. При этом, не смотря на большое количество зачисляемых в региональные и местные бюджеты налогов, реальных поступлений они не приносили, поэтому трансферты были спасением для местных и региональных властей, что и порождало конкуренцию между ними. С самого начала экономического перехода региональные и местные власти зачастую скрывали от центра часть налоговых поступлений.
Таким образом, налоговые взаимоотношения региональных и местных органов власти с центральными вызывали сложности на столь тернистом пути к рыночной экономике. Налог на имущество являлся главным источником налоговых поступлений местных бюджетов. Во время экономического перехода при смене форм собственности и приватизации значение этого налога росло. Собственность, принадлежавшая государству, стала принадлежать частным лицам и подлежала обложению налогом на имущество. В 1995 году по- пытки на законодательном уровне передать этот налог в ведение центральных органов власти, у которых было мало возможностей контролировать его взимание, а местному властям лишь оставить часть. [25, с.80]
К 2000 году доля НДФЛ (налог на до- ходы физических лиц) в общей сумме налоговых поступлений снизилась до 6,5%, в странах с развитой экономикой составляла 25-30. Далее в России наблюдался рост поступлений от этого налога. Влияние налоговой реформы на поступления НДФЛ после изменений 2000 года не сильно отразилось на росте поступлений в бюджетную систему, которые ежегодно росли в среднем только на 0,1% ВВП. Российские исследователи связывают этот рост по большей части с увеличением доходов бедных и средних слоев населения в этот период.
2.2 Налоговая система РФ в 2000 годы, проблема развития