Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Особый смысл приобретает слово, входящее в формирование эмоциональных процессов. Показанное взрослым вербальное оценивание каких либо явлений делается основой для будущего развития моральных суждений и чувств, сначала подкрепляемое интонацией и мимикой, а после и вовсе без них. Так формируется основа для развития речевого поведения, заключающаяся в объединении слова и представлений, что помогает развитию целенаправленности действий малыша [15].
В ситуации развития потребности в похвале, у ребенка раннего возраста, начинают формироваться предпосылки зарождения чувства самолюбия и гордости, но и чувство стыда. По мнению Р.Х. Шакурова, чувство стыда свидетельствует о формировании понятий о положительных и отрицательных образцах поведения, оцениваемых взрослыми [15].
Основные моменты эмоционального развития ребенка раннего возраста:
— особое условно-эмоциональное положение приобретает слово, которое является средством оценивания любых качеств и поступков;
— более интенсивно начинают формироваться нравственные, эстетические и интеллектуальные эмоции, особое место между высшими эмоциями в этот период являются чувства симпатии, гордости и чувство стыда;
— эмоции являются мотивами действий ребенка, что объясняет некую импульсивность;
— эмоции также изменчивы и неустойчивы, как и в младенческом возрасте.
Рассмотрим развитие эмоций в дошкольном детстве.
Важные изменения в эмоциональном развитии у детей на ступени дошкольного детства обусловлены выяснением иерархии мотивов, появлением новых потребностей и интересов [6].
Чувства ребенка-дошкольника медленно теряют импульсивность, становятся глубже по смысловому содержанию. Но так же трудно-контролируемыми остаются эмоции, относящиеся органических потребностей, это голод, жажда и т.д. Меняется и роль эмоций в процессе деятельности дошкольника.
На предыдущих этапах развития эмоций основным ориентиром для ребенка являлась оценка взрослого, а теперь он может получать радость, предвидя положительный итог своей деятельности и отличное настроение окружающих.
Постепенно дошкольником понимаются экспрессивные формы выражения эмоций – пантомимика, мимика, интонация. Овладение такими выразительными средствами, помогает ребенку глубже понимать переживания другого [13].
Свое влияние на развитие эмоций оказывает развитие познавательной деятельности личности, в частности, внесение речи в эмоциональные процессы, что обеспечит их интеллектуализацию.
На протяжении детства ребенка особенности эмоций проявляются в связи с изменениями общего характера деятельности дошкольника и усложнением его взаимодействий и отношений с окружающим миром.
Примерно в 4-5 лет у дошкольника начинает развиваться чувство долга. Являясь основанием данного чувства, моральное сознание способствует пониманию ребенком указанных ему требований, которые он сравнивает со своими поступками, а так же с поступками окружающих взрослых и сверстников. Наиболее сильно чувство долга демонстрируется дошкольниками в 6-7 лет [14].
Интенсивное формирование любознательности способствует развитию чувствам открытий, радости, удивления.
Эстетические чувства тоже получают свое дальнейшее улучшение в связи с самостоятельной художественно-творческой деятельности ребенка.
Основными ключевыми моментами развития эмоций у ребенка дошкольного возраста являются:
— эмоции являются выражением общего состояния ребенка, физического и психического самочувствия;
— эмоции, благодаря речевому развитию, становятся осознанными;
— формируется чувство долга, в дальнейшем развиваются моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, происходит освоение социальных форм показа эмоций.
Дошкольники крайне эмоциональны, поэтому, их психическая деятельность часто имеет эмоциональную окраску. Все их мысли и действия имеют эмоциональную окраску.
Также, дошкольники не могут держать под контролем свои чувства и их проявления. Дети ведут себя непосредственно и всегда откровенны, когда выражают радость, печаль, страх, удовольствие или разочарование. Их эмоциональность также находит выражение в неустойчивости эмоций: дети часто переменчивы в настроении, склонны к аффектам, и мгновенным переменам радости и печали, страха и гнева.
Со временем дети учатся регулировать свои чувства и уже могут сдерживать их проявления.
Дошкольному возрасту не свойственно обилие ярких эффектных взрывов. Их наличие свидетельствует о наличии девиантного поведения (неправильном воспитании) или проблемах самочувствия. Эмоциональный фон дошкольника более стабилен. Переживания ребенка становятся более длительными и глубокими. У ребенка возникает способность сопереживать (эмпатия) [12].

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.