Во время агуканья и лепета у ребенка тренируются еще слабые органы речи, в результате чего развиваются языкодвигательные координации, дифференцируются слуховые, тактильные и кинестетические раздражители, объединяются новые звуковые связи (Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев и др.). Отдельные слова ребенок начинает произносить к концу первого года жизни. В это время ребенок воспринимает слово как неотъемлемое свойство предмета. по данным М. Е. Хватцева, в возрасте к 11 месяцев у ребенка насчитывается 5-10 слов[24, с. 84].
Экспрессивный словарь в этот период развивается медленно и резко отстает от пассивного. На этом этапе развития словаря использование слов в речи предполагает сохранность речедвигательного анализатора, первичных специфических механизмов.
Сначала ребенок использует вместо речи ритм и интонацию. Иногда ребенок дополняет интонацию мимикой и жестом, следуя интонации и ритму взрослых. Распознавание фонем формируется медленно. Лишь во второй половине второго года жизнь ребенок начинает дифференцировать слова по семантике и ориентироваться на смыслораспознавательную функцию звуков, то есть выделять фонемы (Е. А. Данилавичюте, Е. Ф. Соботович, М. Е. Хватцев).
Фонематическое различение формируется у детей к 1г. 8мес. — 2 лет. Это способствует стабилизации звукового образа слов. Дети начинают легче запоминать слова, формируется связь между звукокомплексами и значением. Происходит развитие словаря ребенка[24, с. 96].
Как показывают исследования (Е. А. Аркин, Д. Б. Ельконин, А. А. Леонтьев и др.), к двум годам экспрессивный словарь ребенка с нормальных вразвитием речи резко увеличивается до 300 слов. Этому способствует завершение процесса усвоения фонологических обобщений и формированием константности восприятия. Таким образом, сформированность слухового восприятия (прежде всего, его перцептивного уровня) является движущей силой развития словаря ребенка в указанный период.
После двух лет рост как активного, так и пассивного словаря ребенка связан с развитием мышления, игровой деятельности (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. М. Шахнарович и др.).
У детей с речевыми нарушениями формирование звуковой системы имеет ряд особенностей. У них наблюдаются дефекты слухового анализатора, в результате которых ребенок не может повторить слова на имитационном уровне. На это указывал Е.Ф. Соботович и обращал внимание на то, что во время диагностики языковых патологий необходимо определять нарушение каждого уровня слухового восприятия и операций, которые его обеспечивают.
Н. С. Жукова отмечает, что в условиях патологии ребенок не может точно воспроизвести звуки, поэтому прибегает к незвуковому воспроизведению слов.
Е. А. Данилавичюте полагает, что в условиях патологии ребенок на основе своего неправильного произношения формирует представление о звуковом составе слов. В результате он заменяет звуки, стремится к лексическим обобщениям.
На разных этапах развития слово ребенка имеет разное значение, различную семантическую структуру (А. Р. Лурия). В развитии речи ребенка автор выделяет основные стадии: когда слова приобретают четкую предметную отнесенность, и когда слова приобретают сложный высоко-дифференцированный характер.
Первоначальная стадия развития речи ребенка предполагает опору не на представление, а на понятие. Ребенок в раннем возрасте еще не может понять собственно значение слова. Он основывается при понимании слова на определенной ситуации, которая потом меняется в процессе развития речи. Полное значение слова, слово-понятие ребенок овладевает сравнительно поздно.
Употребляет ребенок свои первые слова с многозначным, расплывчатым значением. Первые слова ребенка многозначное, их значение аморфные, расплывчатые. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак предцель, и действие с предметом. Например, словом киса ребенок называет всех кошек: и пушистых и гладкошерстных, различного цвета тому подобное. А также этим словом называет и маленьких существ, похожих на кошку, в том числе как игрушечных, так и живых (С. Н. Цейтлин).
Возникает гипергенерализация, по мнению Ушаковой Т. М. В таком случае она может назвать кошкой собаку или вообще всех животных[11, с. 53].
Однако, уже в 1г. 5мес. — 1г. 8мес. наблюдается распад ситуацинных обобщений у ребенка. Постепенно формируются обобщения на основе функционального использования знаков (А. А. Леонтьев) или категориального значения слова (Е. Ф. Соботович). Число гипергенерализаций уменьшается. В результате к двум годам у ребенка начинают формироваться устойчивые значения слов, а сами слова начинают использоваться для обозначения классов однородных предметов (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Соботович, А. М. Шахнарович и др.).
Овладение обобщающей функцией слова (наиболее простым уровнем лексических обобщений) является прорывом в развития лексической семантики и своего рода начальным звеном для формирования обобщающей более высокого уровня.
По данным Е. Ф. Соботович, в ребенка 2г. 3 мес. — 3г. усвоения новых слов может происходить самостоятельно, на основе умение ребенка определять контекстуально-обусловленное значение слова. Овладение ребенком таким значением позволяет ей замечать и накапливать (кумулировать) различные оттенки в значении одного и того же слова, и на основе обобщение определять инвариантное (постоянное) значения, есть в всех смыслах, выраженных одним словом. Именно это инвариантное значение (а также умение подбирать синонимы, антонимы) и составляет основу обобщенного лексического значение слова[24, с. 45].
Ребенок в четырехлетнем возрасте на основе обобщения (генерализации) некоторых несложных контекстуально-обусловленных прямых смыслов одного и того самого слова способен к правильному переносу усвоенного значения. Но при этом он правильно объяснить значение не может.
К концу дошкольного возраста ребенок овладевает образованием слов по аналогии на достаточном уровне. Так, дети с нормальным языковым развитием могут образовывать по аналогии слова, выражают сложные, в том числе и абстрактные, значение соответственно языковой нормы [21, с. 84].
У детей с патологией наблюдаются:
— трудности сравнения основного и производного слова;
— неумение выделить словообразовательные морфему, которая вносит изменение в значение слова;
— неумение образования производных слов.
Итак, описанные факторы развития лексической стороны речи имеют большое значение для понимания качественных и возрастных характеристик речи дошкольников и служат ориентиром оценки его состояния.
Особенности дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи
- Пётр Прохоров
- Английский язык

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Пётр Прохоров
Учился в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на гуманитарном факультете. Сейчас работаю в университете, преподаю иностранные языки и языкознание. В свободное от работы время занимаюсь репетиторством, преподаю английский школьникам, а также делаю переводы в компании «Диплом777». Люблю свою работу за возможность делиться знаниями и обучать студентов и школьников иностранным языкам, ведь в современной жизни это очень важно.