Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенность испанской идентичности. Как сформировалась нация за годы своей истории?

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Тем не менее, по мнению Х. П. Фуси [8; 97], говорить об Испании как о нации в данный период еще рано: чувство национального единства, патриотизм стали плодом эпохи Просвещения. Конституция 1812 г. дала толчок к началу дебатов по этому поводу. В 1898 г. после сокрушительного поражения в кубинской войне, в результате которой Испания фактически лишилась статуса морской державы, общество снова разошлось во мнениях. XX век для Испании – это век подъема национализма, ставящего под угрозу существование единой национальной идентичности.

1.3 Трансформация роли религии

Как уже отмечалось ранее, католическая религия является одной из ключевых составляющих испанской национальной идентичности. На протяжении истории религиозное измерение всегда выходило на передний план в сложные для государства периоды. Церковь играла консолидирующую роль в процессе Реконкисты, инквизиция, учрежденная в 1476 г., превратила Испанию в страну наиболее ревностных католиков Европы. Реакция Испании на Великую французскую революцию в XIX веке утвердила католичество в качестве основы национальной идентичности.Не случайно лозунг времен войны с Наполеоном, выдвинутый гражданскими Комитетами управления, звучал как «За короля, религию и отечество!» [2]
Однако в конце XIX века в результате кризиса идентичности, возникшего из-за поражения Испании в американо-кубинской войне 1898 года, роль католичества стала подвергаться ревизии. Фактически в первой половине XX века испанцы оказались разделены на два лагеря: религиозный и светский. Период диктатуры Франко ознаменовался союзом с церковью (Конкордат 1953 г.), что сыграло отрицательную роль для последней после падения тоталитарногорежима. Согласно Конституции 1978 г., Испания является светским государством. Это положение подтверждается и законом о религиозной свободе от 1980 г.
Согласно статистическим данным, роль религии в испанском обществе ежегодно неуклонно снижается. На июль 2010 года 74% опрошенных причислили себя к католикам(это почти на 3% меньше, чем в 2007 году), 15,2 % отнесли себя к неверующим, 7,2% считают себя атеистами. Интересно, что процент приверженцев других верований довольно низок – их доля составила лишь 2,1%. При этом 57,6% верующих никогда не посещают церковь. За 9 лет вдвоеснизилось количество церковных браков (163 тыс. в 2000 г., 80 тыс. в 2009 г.) и настолько же выросло количество браков светских (52 тыс. против 95 тыс.) [5]
Таким образом, Испания медленно, но верно порывает с многовековыми традициями католичества и превращается в полностью светское государство.
На протяжении XIX века чувство национальной идентичности стало характерным для большей части населения Испании независимо от их принадлежности к определенной провинции или сообществу. Тем не менее, этот процесс не понизил значение микроидентичностей (как, например, это произошло с этническими меньшинствами во Франции) в мироощущении испанцев.
Расцвет испанских микроидентичностей в начале XX века связан с совершенно разными причинами: каталонский национализм возник в результате высоких темпов индустриального развития и ростом урбанизма в начале XX века, галисийский, наоборот, стал следствием отсталости аграрного общества провинции, а баскский сепаратизм (вплоть до экстремизма) основан на самобытности этноса и языка [6]. Что характерно, для Каталонии типична двухуровневая самоидентификация (большая часть населения чувствует себя одновременно и каталонцами, и испанцами), тогда как в Стране Басков процент населения с двойной национальной идентичностью значительно ниже. Двуязычие не обязательно служит признаком чувства национальной идентичности на Балеарских островах, или в Валенсии, или даже в Галисии, где присутствует некоторое чувство особой идентичности [2]. Согласно социологическим опросам в 2003 г., 14% населения Каталонии идентифицируют себя с Испанией, 32% с Каталонией, 6,5% – с миром. Однако если требуется идентифицировать себя с чем-то одним, то только 8,9% соотносят себя со страной, культурой или языком, 56% соотносят себя с семьей, а 8,7% определяют себя прежде всего как индивидуумы. [10]
В целом, классовые различия для испанцев важнее, чем этническая принадлежность: 42,3% опрошенных чувствуют общность с испанцами из других провинций, но принадлежащих к тому же классу, 29,4% считают наоборот.
Чтобы ответить на вопрос, насколько актуальной считают проблему национализма сами испанцы, приведем данные опросов: 45,6% населения избирают ее темой для разговора, 56,1% опрошенных не делают этого практически никогда [5].
Что касается структуры идентичности, то для большинства испанцев важна именно культурная, этническая составляющая идентичности, далее следуют инструментальная, гражданская и символическая компоненты. Однако среди слоев населения в этом вопросе наблюдается разногласие: гражданская составляющая важнее для молодежи, тогда как все прочие – для пожилых, малообразованных, безработных и «правых» испанцев [10]. Основным элементом национальной идентичности 88,8% испанцев считает общий язык, а 69,6% населения полагает, что национальный характер наиболее полно проявляется в отдельных эпизодах истории: для Испании это фигура Эль Сида (героя испанского эпоса времен Реконкисты, схожего с французским Роландом), Фердинанда и Изабеллы, а также такое событие, как открытие Америки [5].
Отдельно следует коснуться вопроса символики. Испанцы традиционно не идентифицируют себя с символами государственности, поскольку флаг (утвержденный в 1843 году, но не используемый до 1908 года) и гимн (без слов) активно использовались при диктатуре Франко и остались без изменения после ее свержения. Так, в 2003 году в Валенсии баски и каталонцы освистали не только королевскую чету, но и гимн, что вызвало широкий общественный резонанс [9]. Согласно данным общественных опросов, доля испанцев, испытывающих гордость за свою страну при исполнении гимна, составляет 60,7%. Однако процент несогласных с этим утверждением также довольно высок – 21,8%. [5]
Огромной проблемой, раскалывающей общество, до сих пор остается восприятие гражданской войны 1936-1939 гг. Вот почему в Испании остро стоит вопрос забвения и исторической памяти.

Анфиса Суханова
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜