Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы (цена не ниже, чем убытки). От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко.
Рис 1.5. «Ценовая война» [5]
Выдающиеся современные экономисты Дж. Гэлбрейт и П.Самуэльсон в своих работах неоднократно подчеркивали, что сегодня ведущим фирмам нет необходимости заключать открытые договоры.
Такая модель поведения является тайным сговором. Одной из форм неявного соглашения конкурентов придерживаться единой цены на рынке является ценообразование за лидером.
Рис 1.6. Тайный сговор [7]
Модель лидерства в ценах описывает ситуацию, при которой в отрасли существует достаточно большое количество фирм, но при этом одна крупная фирма играет роль явного лидера..
Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть также быстро и так же полно дублированы, как снижение цен.
Вторая причина заключается в том, что олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, за счет которых можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Несмотря на то, что неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией.
Таким образом, завершая исследование по первой главе можно сказать о том, что в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением несовершенной конкуренции и олигополии в условиях рынка.