В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, на основании статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле включены Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Согласно статье 2 Закона о внешнеторговой деятельности указанные субъекты правоотношений не относятся к российским лицам, а в статье 11 указано, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.
1.3. Роль, место и значение процесса взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Важнейшая роль в обеспечении экономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Роль во внешнеэкономической деятельности таможенные органы реализуют через свои функции:
1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию (фискальная функция);
3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
8) ведут таможенную статистику внешней торговли;
9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Совершенствование механизма предоставления таможенных услуг в рамках ЕАЭС – одна из основных потребностей международного бизнеса, заинтересованного в ускорении и упрощении таможенных процедур, приведении их в соответствие с международными стандартами, заложенными в Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
Сегодня важную роль играет не только необходимость в снижении административного давления в таможенном регулировании внешнеторговых товаропотоков, но и в дальнейшем развитии таможенной политики на основе гармоничного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД и оказании содействия внешней торговли. Этого нельзя добиться без приведения, в том числе, законодательства ЕАЭС, таможенной инфраструктуры, таможенных услуг и сервиса в соответствии с международными стандартами в этой сфере.
Взаимодействие подразумевает «регламентированное согласование деятельности обеих сторон и направлено на повышение эффективности внешней торговли», в том числе, за счет сокращения затрат как участников ВЭД, так и таможенных органов стран-членов Таможенного союза.
Перед таможенными органами стран-участниц ЕАЭС стоят задачи, связанные, прежде всего, с соблюдением законодательства ЕАЭС в целях обеспечения национальной безопасности, а также предоставлением таможенных услуг максимально быстро. Участники ВЭД заинтересованы в снижении издержек при получении таможенных услуг, сокращении сроков получения таможенных услуг, издержек (рис. 2).