Роль и значение планирования и прогнозирования бюджета для экономики государства определяется их тесным взаимодействием. Так, прогнозирование является базой для составления плановых бюджетов. Прогнозирование учитывает особенности ситуаций, в которых разрабатываются конкретные планы: краткосрочная перспектива; среднесрочная; долгосрочная перспектива.
Прогнозирование бюджета строится на основе структурного анализа будущих вариантов развития, вписывающихся в рамки текущей и стратегической экономической политики государства.
На рисунке 1.2 представлена структура государственных бюджетных прогнозов.
Рис. 1.2 Структура государственных прогнозов
Основная задача разработки проекта бюджета заключается в определении необходимого объема финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения функций органов государственной власти и местного самоуправления, а также реализации государственных программ, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории или государства в целом [16].
Прогноз социально-экономического развития территории и государства служит главным источником информации для составления проектов бюджетов. Например, проект Федерального бюджета разрабатывается на основе общей финансово-бюджетной политики государства, прогнозе социально-экономического развития на планируемый период, показателей сводного финансового баланса, уточненных параметров прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
Бюджетное планирование и прогнозирование решает сложные и многообразные задачи. Это обусловлено особенностями формирования и использования денежных средств. В бюджетном процессе происходит взаимная балансовая увязка расходов и доходов субъектов власти и субъектов хозяйствования на всех уровнях, показателей прогнозов социально-экономического развития и производственных планов.
Таким образом, к задачам бюджетного планирования и прогнозирования относят:
1. Обеспечение сбалансированности финансовых и материальных ресурсов, эффективного и экономного использования средств.
2. Определение общего объема финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и субъектов власти, а также объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений.
3. Определение экономически обоснованной величины финансовых ресурсов.
4. Определение приоритетных направлений расходования финансовых ресурсов, объема и конкретных статей расходов.
5. Создание условий для укрепления финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов и органов власти.
В целом бюджетное планирование и прогнозирование направлено на поддержание сбалансированности экономики государства, формирование условий для эффективного финансового управления, достижение устойчивого экономического роста.