С этой позиции по правилам формальной логики, определить понятие нематериальных активов возможно так: это ресурсы нематериального происхождения, которые обеспечивают экономическому субъекту способность совершенствовать качество своей продукции (услуг), систем их воспроизводства и сбыта, чем усиливаются конкурентные преимущества субъекта на рынке [12].
Исследования имеющихся отечественных публикаций показывает, что проблематика формирования инновационного потенциала через развитие его нематериальной составляющей еще недостаточно изучена и требует дальнейших исследований и решения многих проблем, в частности развития и оценки нематериальных активов.
3. Сущностные признаки и характеристики объектов нематериальных активов
Нематериальные ресурсы играют большую роль в повышении конкурентоспособности действующих предприятий. В условиях насыщенности рынка разнообразными товарами предприятие-изготовитель должно совершенствовать возможности предложения, продвижения и реализации своих товаров или услуг.
Факторы, влияющие на определение актива как нематериального, следующие [7]:
— Невозможность придания объекту вещественной формы;
— Актив способен предоставлять выгоды экономического характера для правообладателей;
— У организации имеются юридические основания для пользования конкретным нематериальным активом;
— Объекты нематериальных активов предполагается эксплуатировать более 12 месяцев;
— Данный актив можно отделить от любого другого;
— На ближайший год не запланирована продажа НМА;
— Можно достоверно определить размер фактической стоимости актива.
Нематериальные активы делятся на две большие категории:
1. Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности:
— права на компьютерные программы, имеющиеся электронные базы данных;
— товарные знаки (необходимо иметь свидетельство на них), лицензионные договоры на их обслуживание;
— запатентованные изобретения, промышленные образцы, некоторые полезные модели и селекционные разработки;
— к нематериальным активам, в частности, относятся интегральные микросхемы;
— ноу-хау.
2. Репутация компании в деловых кругах (гудвилл) – комплекс преимуществ, которые выгодно выделяют компанию из числа конкурентов в форме доверия и лояльности клиентов, положительного образа. Гудвилл оценивается как разница между фактической и рыночной стоимостью организации в случае ее продажи.
К нематериальным активам относятся следующие объекты, подпадающие под нормы патентного права [6]:
— Фирменное название, бренд – название юридического лица, с которым ассоциируются не только определенные товары, но и их характеристики;
— Служебная информация, имеющая конкретную коммерческую ценность, которая может быть безвозвратно утрачена при разглашении третьим лицам.
К объектам нематериальных активов в области авторского права относятся письменные, устные или изобразительные произведения. Примеры письменных объектов – нотная запись, рукопись. Устное произведение – исполнение на публике песни.
Объект изобразительного актива – чертежи, планы, эскизы, рисунки, фотоснимки, видеокадры.
К нематериальным активам относят и лицензии. Этот документ может рассматриваться в качестве НМА только в том случае, если срок его действия более 12 месяцев. Предназначение лицензии – обеспечение права на занятие определенной деятельностью.