Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Основы конституционного строя: основные принципы организации государственной власти и местного

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Теоретически осуществляя признание единства системы гос. власти, ряд авторов, например, Е.С. Меркулов, фактически отрицают такое единство на уровне органов государственной власти: «Даже если исходить из понимания системы госорганов в самом широком смысле, ориентируясь на суммирование всех органов государственной власти, то взгляд на элементы такой системы не даёт нам никакой возможности увидеть системообразующие связи во взаимоотношениях органов гос. власти». Исходя из такой точки зрения, система органов государственной власти «часто элементарно отождествляется с простой совокупностью органов государственной власти».
В подтверждение данных утверждений, автор приводит толкование ряда конституционно-правовых правовых норм, а также положений иных нормативных документов: «, во-первых, провозглашенное Конституцией РФ единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), предполагающее ее осуществление на основе разделения властей, сопровождается самостоятельностью органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10). Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» содержит положение о том, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти (ч. 2 ст. 1). В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в числе принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации также называются единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий, а также принцип исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица (ст. 1).
Во-вторых, единство системы государственной власти сочетается в Российской Федерации с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов (ч. 3 ст. 5; ст. 11 Конституции Российской Федерации). При этом система органов государственной власти субъекта Российской Федерации образуется им самостоятельно (ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации). Кроме того, ФЗ «Об общих принципах…» говорит о самостоятельном осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (п. «ж» ч. 1 ст. 1)».
Однако, как представляется, подобные «доказательства» можно просто воспринимать в качестве специфической особенности реализации принципа единства системы государственной власти в федерации. Конституция Российской Федерации содержит положение о том, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». В предметы ведения субъектов Российской Федерации не вправе вмешиваться Российская Федерация. Следовательно, можно говорить о единой, но имеющей несколько уровней, системе государственной власти.
Как отмечает в своей публикации Н.А. Антонова, в Основном Законе страны отсутствуют нормативные положения о системе государственной власти субъектов РФ, а имеются только нормы, регламентирующие систему органов гос. власти субъектов РФ, поскольку было бы странно предположить существование в России нескольких параллельных суверенных систем государственной власти. В этой связи, как подчеркивает автор, «принцип единства системы гос. власти воспринимается как закрепляющее базовое федеративного устройства, как некая унитарная составляющая, которая убирает вакуум, разделяющие отдельные звенья системы друг от друга и сдерживает дезинтеграцию государственно правовой системы». Безусловно, каждая из существующих в нашей стране ветвей власти обладает самостоятельностью и независимостью, но это, ни в коей мере не противоречит единству системы государственной власти внутри органов исполнительной, законодательной или судебной власти.
Без такого рода единой системы, имеющей свою внутреннюю, обозначенную законодательно, иерархию государственных органов, невозможно эффективное функционирование всей системы государственной власти. Анализ мнений, относительно определения понятия «государственная власть» даёт нам возможность прийти к выводу о том, что: государственная власть в нашей стране – это определённое специфическое свойство госорганов, имеющих комплекс властных полномочий; в нормативно-правовых актах разного уровня отсутствует единообразное понимание сущности государственной власти, что говорит о том, что данная категория неоднозначна; разделение гос. власти на отдельные ветви (законодательной, исполнительной и судебной власти) довольно условное; при этом, в Конституции РФ упоминаются лишь системы исполнительной и судебной власти, в которые не включены органы местного самоуправления, которые имеют значительные властные полномочия; система гос. власти в нашей стране едина, но при этом, предполагает самостоятельность отдельных государственных органов, с определенными полномочиями, которые могут перераспределяться между субъектами властеотношений.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.