Сельскохозяйственные реформы были менее эффективными. Суеверное и консервативное отношение сельского хозяйства и огромных размеров страны означало, что правительственным чиновникам было очень трудно выбраться в сельские районы и навязать волю императора тем, кто там жил. Более того, верховенство местного лорда над его народом было глубоко укоренилось.
1.2 Реформы Екатерины II
Признанная во всем мире как выдающаяся историческая фигура, Екатерина Великая была одним из самых выдающихся правителей России и заслуживала восхищения. За время своего правления с 1762 по 1796 год российская императрица Екатерина II достигла такого прогресса в политической власти, что трудно найти подобные примеры в мировой истории. Она расширила территорию Российской империи и улучшила ее управление, следуя политике вестернизации. Ее считали «просвещенным деспотом», однако ее также хвалили за ее щедрость и человечность. Многие историки связывают ее со всеми значительными событиями и тенденциями в расширении мировой роли России. Хотя она всегда отвергала наименование «Великий», оно терпело. Ее часто сравнивали с Петром Первым. Один из ее современников описал суть ее правления, говоря, что Петр Великий создал людей в России, и Екатерина вложила в них свое сердце. Она реформировала Россию постепенно и спокойно закончила то, что Петр насильно сделал. Князь Петр Вяземский описал различные подходы этих двух выдающихся государей следующим образом: русский человек хотел, чтобы русские стали немцами, а немецкая леди попыталась сделать их русскими снова.
Вступив на престол, Екатерина агрессивно представляла себя как квинтэссенцию просвещенной монархии, истинного наследника Петра Великого. Эта близость была воспроизведена в бесчисленных церемоний и визуальных образов, наиболее известный в é статуя tienne-Морис Фальконе Медный всадник, открыт в 1782 году с надписью «Petro Primo — Катерину Секунда» («Для Петра Первого от Екатерины Второй»). Ее высоко общественные соответствия с Фридрихом Мельхиором Гриммом, Вольтером, Дени Дидро и другим ведущим Lumi è Резом передал сообщение о том, что Екатерина и через нее российское государственное управление олицетворяют высочайшие добродетели разума и порядка. Возможно, наиболее ясное выражение этих взглядов появилось в ее законодательных трудах, как основных законах, так и в известной Инструкции (Наказ) Законодательной комиссии, написанной в 1767 году. Этот последний текст сочетал явное подтверждение абсолютизма с категорической европейскостью (в декларации что «Россия является европейским государством») и демонстрировала озабоченность законами, гражданством и человеческим счастьем, что явно указывало на желание превратить Россию в более упорядоченную, управляемую законом политику. Историки по-прежнему разделились, мотивировали ли эти выражения квази-либеральные настроения или, наоборот, представляли ли они интервенционистский инстинкт «хорошо организованного полицейского государства».
Законодательная комиссия была замечательным полупубличным форумом, на котором присутствовали представители всех законно созданных социальных групп — за исключением крепостных, которые, как считалось, были представлены помещиками -и несколько этнических меньшинств. Несмотря на то, что оно разработало очень мало фактического законодательства и никогда не подходило к разработке проекта нового фундаментального закона, так называемая Великая комиссия позволила провести широкий круг дискуссий по таким фундаментальным вопросам, как крепостное право, социальная идентичность, торговля и образование. Местные депутаты пришли на заседания, вооруженные инструкциями своих избирателей, и недавние исследования показали, что при разработке этих инструкций проводились значительные консультации. Столь же примечательным, но менее часто признаваемым является загробная жизнь Комиссии, которая продолжалась до конца царствования Екатерины в форме «частных» или частных комиссий, которые продолжали обсуждать вопросы, хотя и более конфиденциально и на менее грандиозном уровне.
После опасного восстания в Пугачеве 1773 — 1775 гг. Екатерина начала десятилетнюю снежную бурю нового важного законодательства (иногда называемого «lawlomania»), коллективно предназначенного для укрепления гражданского и морального порядка. Первый из этих статутов, Провинциальная реформа 1775 года, значительно увеличил размеры формального провинциального правительства, создав тридцать пять провинций с гражданскими администрациями, которые были значительно крупнее, чем ранее, и имели гораздо более широкий круг обязанностей. Провинциальная реформа дала местному дворянству любую возможность взять под контроль эти новые органы, при этом убедившись, что ключевые фигуры, губернатор и военный губернатор, будут централизованно назначаться и выбираться из числа лояльных и высокопоставленных лиц.
Вскоре последовали важные законы о городском благосостоянии и полиции (1782), государственном образовании (1782), частной публикации (1783), а также Уставы к дворянству и городам (оба в 1785 году). Эти два последних документа были направлены на то, чтобы кодифицировать корпоративный статус подданных императрицы (что составляет менее десяти процентов от общей численности населения), которые не были ни крестьянами, ни юридически вписанными этническими меньшинствами. Аналогичная хартия была разработана для крестьян, но так и не была принята. Кроме того, государство начало крупную инициативу по заселению территории к северу от Черного моря. Известной как Новая Россия (Новороссия) и для развития сельскохозяйственного потенциала этой черноземной умеренной зоны. Эта политика поощряла иммиграцию, как из других регионов империи, так и из-за рубежа, особенно из обедневших немецких государств. Эта политика позволила России расширить и без того существенный экспорт сырья, в том числе зерна, меха и, по некоторым сведениям, большого количества серебра. Российская экономика росла соответственно, равняясь некоторым из самых высоких темпов роста в доиндустриальной Европе.