Инновационный потенциал молодежи – одна из основ гражданского общества. Для активизации вовлечения молодежи в практику волонтерской социально‐культурной деятельности и ее информирования о потенциальных возможностях волонтерства созданы различные проекты, среди которых можно назвать такие, как «Доброволец России», «Технология добра» и др. [22]
В настоящее время можно говорить о том, что российский институт волонтерства начинает формироваться и приобретать характерные черты в условиях современного состояния социально‐культурной сферы нашего государства. Данный факт имеет значение в деле воспитания нового поколения и социально‐культурного развития общества в целом. Деятельность института волонтерства выступает ресурсом и источником нравственности у молодежи.
В становлении и развитии института волонтерства собственное счастье и благополучие рассматриваются как продолжение счастья и благополучия окружающих людей. Институт волонтерства молодежи является одним из самых массовых движений, основанным на желании молодых людей провести свое свободное время в сфере досуга не только интересно, но в то же время максимально полезно. Стоит отметить, что наиболее интенсивно деятельность института волонтерства реализуется в деятельности молодежных социально‐культурных объединений, особенность которых заключается в том, что они являются одной из активных форм организации культурно‐досуговой деятельности молодежи. Участники таких объединений имеют возможность сделать свою жизнь максимально насыщенной и интересной. Волонтерская работа, направленная на помощь ближнему, позволяет участнику социально‐культурного объединения реально увидеть положительный результат своего труда, затраченного личного времени [15, c. 257]. При этом волонтерство дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта взаимодействия является осознанной социальной потребностью [4, c. 157]
Для развития института волонтерства в России необходимым условием является создание положительного информационного поля, формирование позитивного имиджа молодежной социальной активности, гражданской ответственности. Оптимизация молодежной политики региона должна быть связана с активизацией действующих молодежных организаций и разработкой программ адаптации молодежи, предусматривающих вовлечение людей в формирование и развитие структур гражданского общества [3, c. 64]. Для того, чтобы потенциал института волонтерства стал ресурсом социально‐культурного воспитания молодежи, его необходимо актуализировать, переместить в более высокое качественное состояние, что вызывает необходимость выявления условий организации института волонтерства как ресурса социально‐культурного воспитания молодежи. Несмотря на актуальность развития института волонтерства, до сих пор ведется дискуссия о сущности данного понятия. Деятельность института волонтерства обладает рядом признаков: не осуществляется для финансового вознаграждения; реализуется добровольно, на основе внутренних потребностей личности, имеет социально значимый характер. Отечественные и зарубежные исследователи осуществляют поиск адекватной методологии, инструментария для волонтерской активности людей. Возможны разные методологические подходы к анализу деятельности института волонтерства.
В изучении волонтерства можно выделить четыре методологические традиции. Первая – историческая – акцентирует внимание на становлении феномена волонтёрского труда, его укорененности в религиозных ценностях и закономерностях развития индустриального общества. В этой традиции исследуется и развитие отношений между волонтерами и профессиональными группами, например, с социальными работниками.
Вторая традиция может быть названа социетальным подходом с выделением в обществе структурно‐функциональных подсистем (секторов) и изучением функций труда в этих секторах. Третья традиция, представленная экономической социологией, акцентирует внимание на экономическом анализе деятельности независимого сектора, в котором используется волонтерский труд. Четвертая традиция представляет собой характерное для социологии труда исследование «волонтерского труда» в широком смысле и простого процесса волонтерского труда на уровне организации [15, c. 258
В качестве наиболее значимых элементов педагогики волонтерства в научной литературе выделяются:
1. психолого‐педагогический анализ социально‐культурных явлений;
2. моделирование социальных ситуаций и определение путей их
решения;
3. педагогические технологии;
4. психолого‐педагогическая диагностика;
5. техники и методики профессиональной деятельности;
6. психолого‐педагогическая подготовка специалиста социально‐
культурной сферы;
7. профориентационная деятельность.
Педагогика волонтерства включает в себя: информационно‐ воспитательную работу, социально‐педагогическую работу, научно‐ методическую работу, социально‐правовое обеспечение, культурно‐досуговую деятельность, управленческую деятельность и др. Педагогика института волонтерства основана на принципах: свободного выбора вида и формы волонтерской деятельности; использования потенциала волонтерской деятельности в гражданском воспитании и повышении социальной активности личности; осознания волонтерами социальных и нравственных смыслов волонтерской деятельности.
Таким образом, педагогика института волонтерства имеет достаточно оснований для дальнейшего изучения данной темы, разработки педагогических форм, средств, методов с целью привлечения молодежи к волонтерской деятельности в сфере досуга. При этом создание модели психолого‐педагогической поддержки института волонтерства требует основательных научных исследований.
Основные психологически характеристики волонтёров
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.