На протяжении огромного отрезка времени понятие культуры и цивилизованности были смежными. Первым, кто разграничил эти термины был И. Кант. Уже в первой половине 20-го века О. Шпенглер, в рамках своей научной работы «Закат Европы» напрямую противопоставил их. Цивилизация, по его мнению, являлась наивысшей степенью развития самой культуры, при этом на которой приходится окончательный ее упадок.
Постепенно в сознании наиболее просвещенного пласта общества утвердилось представление о цивилизации, как о наивысшие технические достижения человечества. Указанные достижения были связаны прежде всего с связанных с освоением космического пространства, внедрением компьютерных технологий и альтернативных источников энергии.
С цивилизацией в таком случае будут ассоциироваться исключительно материальные успехи, а в свою очередь с культурой непосредственно духовный мир человека.
Иное же значение понятия «цивилизации» относится к латинскому корню civis, обозначающее «не только гражданин». В связи с этим под цивилизацией также понимается и городская культура. В указанном смысле все существовавшие ранее народы, не знакомые с понятием городов, не могут являться цивилизованными, хотя понятие культуры и имеет к ним непосредственное отношение [8, с. 34].
В культурологии так и не нашлось целостного понимания цивилизации.
В частотном аспекте, она понимается как степень культурного развития. К показателям цивилизованности можно отнести: уровень смертности; санитарное состояние городов; экология; наличие письменности и множество иных аспектов, характеризующих рассматриваемое понятие.
Так в научном труде по культурологии Р.У. Вильямса указывается, что культура выступает в виде определенной альтернативы цивилизации, которая в свою очередь напрямую связана с социальным прогрессом. В самом термине «культура» нашли отражение идея национальных и традиционных мировых культур.
Отечественные исследователи, а именно Ю.И.Семенов, говорил о том, что признаками перехода к цивилизации могут выступать:
— в области материальной культуры — выявление монументальных каменных или кирпичных строений;
— в области духовной культуры – наличие письменности.
Для антропологов же цивилизация является высшим типом культуры.
Цивилизация зародилась во времена становления письменности и земледелия. Являясь высшей степенью социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10-12 тыс. лет назад также характеризовалось значительными переменами в социальном и культурном развитии.
При указанных обстоятельствах обработка земли стала происходить более систематичной и тщательной. Качественным образом увеличилась производительность труда и объемы производимых продуктов. Возрастание объемом производимых продуктов свою очередь послужило основанием для развития института торговли. Именно с появлением земледелия образ торговца явился основным экономическим и культурным показателем человеческого общества. торговые отношения явились главным показателем современной цивилизации.
Придерживаясь мнения о том, что торговле мы обязаны появлению и письменного языка, можно ссылаться на необходимость отметки поставщиков товаров, его объемов и качественных характеристик. Таким образом ведение деловой документации и управление государством в конечном итоге привели к возникновению самой письменности.
Именно с земледелием связывают процесс становления государств и иных смежным признаков развития цивилизации. К указанным признакам также можно отнести и появление религии в виде огромного социального института.
В условиях современного мира исследователи пришли к общему выводу о том, что рассматриваемые ранее подходы к рассмотрению понятия, применимы исключительно к обществам, находящимся на высокой ступени развития, независимо от их географического размещения. В этом случае, за пределами цивилизации оказываются, примитивные общества Полинезии и Океании, в которых до настоящего момента имеет место признаки первобытного образ жизни. [9, с. 19].
Так становится очевидными существующие несоответствия, а именно наличие культуры и отсутствие цивилизации. На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что общество и культура появились раньше, а сама цивилизация значительно позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более пяти процентов всего отрезка времени.
Таким образом, цивилизация является весомой частью или же высшей степенью развития культуры. Многие ученые согласны с тем, что цивилизация подразумевает развитие интеллектуальных способностей и нравственности в обществе, а также степень и уровень гуманности населения. Существует огромное множество классификаций культур и цивилизаций.
Основные черты и особенности культуры Древнего Рима
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.