Львиная доля зарубежных поставок готовой промышленной продукции белорусского производства ориентирована на российский рынок. В 2010 году на долю Российской Федерации пришлось 90% общего экспорта дорожной техники, 50 — тракторов, 70 — грузовых автомобилей, 78 — тягачей, 71 — запасных частей и принадлежностей для автомобилей и транспортных средств, 86 — двигателей внутреннего сгорания, 77 — холодильников. и морозильные камеры, 92 — металлообрабатывающие станки, 93 — электрические трансформаторы, 98 — телевизоры, 73 — обувь, 56 — шины, 78% — мебель.
Важной характеристикой российского экспорта в СНГ, тесно связанного с его товарной структурой, является значительно более высокая степень диверсификации поставок товаров по сравнению с экспортом в страны дальнего зарубежья. Самый высокий уровень диверсификации российского экспорта в двенадцать крупнейших контрагентов был зафиксирован для Украины (195 позиций со стоимостью экспорта более 10 млн. Долл. США с использованием 4-значных кодов ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), за исключением закрытых групп — драгоценные камни и металлы, оружие и т. д.). За ним последовали Беларусь (191 позиция), Казахстан (188) и с большим отрывом — Германия, Китай, Турция, Финляндия, Нидерланды, Италия, США, Польша и Великобритания. Более того, степень диверсификации экспорта в эти три страны СНГ неуклонно растет. А если брать только машиностроительную продукцию, то степень диверсификации российских поставок в Украину, Белоруссию и Казахстан очень сильно отличается в их пользу от ситуации с экспортом в страны дальнего зарубежья.
Согласно имеющимся оценкам, стоимость экспорта России в СНГ достигнет максимума 2008 года в базовом случае только к 2016 году, а в оптимистичном — к 2013-2014 годам. Физические объемы экспорта в СНГ к началу 2020-х годов превысят уровень 2008 года в базовом варианте только на 5-10%, а в оптимистическом варианте — на 13-18%. Стоимостные объемы российского импорта из СНГ восстановятся на уровне 2008 года не ранее 2018-2019 годов не ранее 2017 года в оптимистическом варианте. Физические объемы импорта из СНГ достигнут докризисного уровня только к началу 2020-х годов. Товарная структура российского экспорта и импорта из СНГ в ближайшие пятнадцать лет не претерпит существенных изменений: основной статьей российского экспорта в СНГ останутся энергоносители (41-45% в начале 2020-х годов), импорт — машины и оборудование. оборудование (29-39%).
Инициативы России в отношении СНГ должны дополняться переконфигурацией отношений с ключевыми нерегиональными игроками (табл. 1).
Таблица 1
Главные конкуренты России в СНГ: основные черты
ЕС Системный конкурент, предлагающий привлекательную модель будущего развития для СНГ. Особенно важен для СНГ, как рынок сбыта сырья и полуфабрикатов и поставщик современного оборудования.
Китай Самый агрессивный конкурент в странах Центральной Азии, рассматривает их как свою сырьевую периферию. Стремительно наращивает экспорт и финансово-инвестиционное присутствие в СНГ.
США Самый политизированный конкурент, рассматривающий СНГ как зону своих жизненных интересов; имеет прочные позиции и наращивает присутствие в энергетическом секторе СНГ
Основны направление и механизмы внешнеэкономической либерализации
- Diplom777
- Внешнеэкономическая деятельность
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777