Согласно 110-ой статье Конституции РФ, исполнительная власть в РФ осуществляется Правительством РФ. Однако не следует давать субъектную характеристику исполнительной власти, основываясь лишь на указанной статье конституции. В 77-ой статье Конституции говорится о единой системе исполнительной власти в РФ, формируемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
1.3. Система и структура органов исполнительной власти в РФ
Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждены Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314.
Легального определения системы и структуры органов исполнительной власти нет. Конституция Российской Федерации достаточно часто использует данные понятия («система» – ст. 7, 71, 75, 77, 118; «структура» – ст. 131), еще чаще используются эти термины в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Определения их нет, как нет их и в федеральных законах.
По поводу определения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в 1999 г. высказался Конституционный Суд РФ. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании положений ст. 71 (п. г), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений.
Конституционный Суд РФ установил, что из положений ст. 71 (п. г) и 76 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 5 (ч. 3), 10, 11, 72 (п. “н”), 77, 78 (ч. 1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов.
Из ст. 112 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 71 (п. г), 83 (п. д), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие “структура федеральных органов исполнительной власти” включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий.
Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в ст. 114 Конституции РФ и конкретизированными в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Заметим, что Конституция РФ не предусматривает формирования органов исполнительной власти в федеральных округах России.
Установление и формирование системы федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ).
Система органов исполнительной власти Российской Федерации структурирована как по вертикали, так и по горизонтали. Такое двойное разделение имеет важное структурно-функциональное значение для распределения компетенции между отдельными элементами этой системы как по вертикали, так и между органами исполнительной власти одного уровня.
Вертикальное деление – это деление органов исполнительной власти по соответствующим уровням управления. Федеральный уровень составляют федеральные органы исполнительной власти, окружной уровень – органы исполнительной власти федеральных округов, региональный уровень – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такое деление системы органов исполнительной власти предполагает разделение их полномочий по вертикали, между центром, округами и регионами. В его основе лежат положения ст. 71 – 79 Конституции РФ.
Горизонтальное деление обусловлено структурой функций органов исполнительной власти каждого уровня управления. Так, например, на федеральном уровне это Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Такая структура органов исполнительной власти федерального уровня впервые в новейшей истории была установлена Указом Президента РФ N 314 от 9 марта 2004 г.
Окружной уровень представляют органы исполнительной власти, созданные федеральными органами исполнительной власти в федеральных округах. Отметим, что окружные органы вполне самостоятельны, наделены многочисленными функциями конкретного федерального округа. По состоянию на сентябрь 2015 г. их административно-правовой статус, место в системе органов исполнительной власти России не определены. Более того, многие отраслевые министерства этих структур вообще не имеют, часть из них ликвидирована. Проблема состоит в том, что на сегодняшний день не до конца структурированы функции органов исполнительной власти по уровням управления – федеральному, окружному, региональному, а потому отсутствует необходимое понимание, какой должна быть структура окружных органов, каково их место в единой вертикали исполнительной власти России.
Региональный уровень составляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта система устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».