Использование различных вариантов взаимодействия в зависимости от типа взаимоотношений с поставщиками является объективной необходимостью, продиктованной экономической целесообразностью. Работать со всеми на основе партнерского взаимодействия подчас не представляется возможным, но, в то же время оппортунистические отношения также недальновидны. Поэтому тип взаимоотношений и стратегия построения взаимодействия должна выбираться посредством серьезного анализа.
В построении эффективных взаимоотношений с поставщиками можно использовать в равной мере оба типа отношений, как партнерские, так и оппортунистические [9, с. 50]. Также возможны варианты координации (выборочной конкуренции) или кооперации (выборочного партнерства) [17]
В любом случае, взаимоотношения организации с поставщиками должны строиться как по принципу экономической целесообразности (то есть быть оппортунистическими), так и основываться на стратегическом партнерстве.
1.3. Организация сотрудничества с поставщиками
Организации в настоящее время самостоятельно организуют сотрудничество с поставщиками и определяют договорные формы, так же как и регулируют всю свою хозяйственную деятельность, разумеется, в соответствии с действующим законодательством. Они же устанавливают собственные правовые конструкции оценки хозяйственной деятельности, на основе которых строится система внутрифирменного расчета, определяются меры поощрения, формирование использования внутрифирменного дохода и т.д.
Результаты хозяйственной деятельности предприятий приобрели совершенно иное значение. Это стало необходимым для установления налоговых отношений между государством и хозяйствующими субъектами при формировании социальных фондов.
Публичные интересы государства и общества потребовали, чтобы вся деятельность по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) и выявлению ее итогов и объектов налогообложения проводилась по единым правилам, дающим возможность установить единообразно все финансовые отношения предприятий с государством и с иными субъектами, имеющими право требовать передачи средств во внебюджетные фонды.
В то же время оценка состояния связей с поставщиками осталась необходимым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Ее значение и роль усилились и приобретают еще больший смысл в условиях свободной конкуренции.
Это связано с тем, что только опираясь на достоверные, постоянно учитываемые сведения как о производственном использовании и реализации материальных ресурсов, так и о полученных результатах, можно принимать решения об изменении направления производства или его обновления, перемещения капитала, соответствующие конъюнктуре рынка.
Управление поставщиками является одной из важнейших функций закупочной логистики. Управление поставщиками включает в себя ряд задач, а именно:
— мониторинг рынка ресурсов;
— поиск и оценка потенциальных источников снабжения;
— формирование и рационализация базы поставщиков;
— развитие взаимоотношений с поставщиками;
— мониторинг эффективности взаимодействия с поставщиками.
Итак, сегодня связи предприятий с поставщиками регулируются, прежде всего, составленными с учетом установленных законодательством требований договорами, которые были заключены между предприятиями.
Современный взгляд на отношения с поставщиками предполагает активное управление массивом поставщиков (существуют и применяются такие концепции, как воспитание поставщиков, интеграция поставщиков и др.), развитие взаимовыгодного партнерства, основанного на системном подходе и тщательном анализе рыночной ситуации.
Основная идея отношений заключается в том, что поставщик должен стать надежным партнером организации. Подобный подход, предусматривающий вовлечение партнеров в определение потребности в закупках, разработку стратегии предприятия, оценивание, признание и вознаграждение усилий поставщиков и партнеров закреплен требованиями ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Кроме того, указанный стандарт предполагает такие действия организации-потребителя, как оптимизация количества поставщиков, стимулирование поставщиков к выполнению постоянного улучшения построенных взаимоотношений, сотрудничество с поставщиками при валидации их процессов и др.
Разумеется, вышеперечисленное требует наличие тесной взаимосвязи между поставщиками и организацией — заказчиком. Данная форма развития партнерских отношений в современном мире получила название «вертикального кооперирования» – когда сотрудничество осуществляется вдоль цепи поставок, что дает взаимодействующим сторонам, помимо прочего, такие преимущества, как уменьшение неопределенности взаимосвязей и снижение трансакционных затрат для всех его участников.
Возможная эволюция модели взаимоотношений поставщика и организации, выступающей заказчиком товаров или услуг от одноразовых контактов до построения взаимовыгодного партнерства во многом устанавливается фактором времени, поскольку взаимоотношения могут иметь как краткосрочный, так и долгосрочный характер.
Таким образом, отношения между поставщиком и организацией потребителем от одноразовых сделок при определенных благоприятных условиях переходят в стадию взаимоотношений, которые предполагают установленную взаимозависимость взаимодействующих сторон, в результате переходя на следующую самую высокую ступень взаимодействия – стратегический альянс.