В процессе создания, освоения и исследования технологий, товаров и услуг возникает совокупность рыночных отношений – рынок нововведений (инновационный рынок). Общим для различных типов нововведений является то, что все они включают стадию успешного использования нового продукта для потребителя с выгодой для производителя. Все типы нововведений могут быть реализованы на рынке.
Объектом обмена в сфере нововведений могут быть результаты любой стадии реализации инновационного процесса (рис. 1, Приложение 1).
Структура рынка нововведений содержит пять уровней:
Нововведения 1 уровня – результат фундаментальных исследований; новая общенаучная идея, «ноу-уот»;
Нововведения 2 уровня – результат прикладных исследований; новая научно-прикладная идея, «ноу-хау»;
Нововведения 3 уровня – результат ОКР; технология создания нового продукта, организационно-технологическая подготовка производства;
Нововведения 4 уровня – результат освоения производства; модификации инноваций;
Нововведения 5 уровня – инновационные услуги, инновационные бренды.
В структуре современной сферы инновационной деятельности рассматриваются следующие уровни (рис. 2, Приложение 2).
Состояние рынка нововведений определяется совокупностью факторов, которые включают в себя:
Мировой порог знаний. Он служит границей между достижениями и пробелами в общих и специальных знаниях. Мировой порог знаний дает научному обществу направление для дальнейших фундаментальных и прикладных исследований, а инженерному и управленческому корпусу – базу для целевых прикладных разработок.
Ресурсы нововведений. Они определяются наличием доступностью необходимых для инновационной деятельности ресурсов. Наличие и доступность в свою очередь зависят от географического положения, социально – правовой и экономической среды, уровня взаимодействия между субъектами инновационного рынка.
Инновационные предприниматели (потенциал нововведений). Это специфический тип бизнесмена с развитым потенциалом, являющегося связующим звеном между новаторами, авторами оригинального научно-прикладного продукта, и обществом или сферами производства и потребления.
Поле инновационной активности. Оно очерчивается границами концентрации потенциальных объектов приложения знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях, территориях, в определенных видах деятельности. Допустимые объекты нововведений – это «узкие» места в различных открытых системах, функционирующих в рамках «общество – среда обитания – техника».
Климат нововведений. Это специфическая «питательная среда». Она обеспечивает благоприятный фон для взаимодействия всех факторов и включает систему надлежащих юридических, экономических, информационных, социальных и других институтов, поддерживающих как деятельность нововведений, так и самих новаторов. К ней относятся виртуальные корпорации, технополисы, бизнес-инкубатор.
Рынок нововведений является организационным, то есть в нем в качестве и покупателей и поставщиков выступают в первую очередь предприятия и различные учреждения. Экономические субъекты в сфере инновационной деятельности могут выступать потребителями одних нововведений (более низкого уровня) и поставщиками нововведений более высоких уровней. При том, что качество конечных продуктов нововведений и услуг, определяется качеством нововведений по всей инновационной цепочке. В связи с этим, важным является характер отношений, который складывается в процессе создания и распространения самих нововведений.
В настоящее время выделяются следующие проблемы, тормозящие развитие отечественного рынка нововведений:
Ученые и разработчики, зачастую, не знают рынка и скорее всего даже отдаленно представляют, как полученные ими научные результаты могут быть модифицированы в рыночный продукт;
Менеджеры компаний рынка нововведений почти совсем не знакомы с характером современной науки, структурой и важнейшими направлениями ее деятельности, прорывными достижениями. Они не всегда могут судить о достоверности научных результатов, предлагаемых для реализации, и их технологической эффективности;
Государство, в лице политики и технических экспертов, призванное устанавливать правила модификации технологий, плохо представляет себе объективную атмосферу жизни научных лабораторий, условия, в которых проводятся исследования и разработки технологий, возможные последствия внедрения принимаемых правовых положений для производства научного знания и его коммерциализации.
Теоретически существуют два подхода к определению дальнейшего развития отечественного рынка нововведений:
1. Приобретение лицензий и ноу-хау на известные технологии и торговые марки крупных зарубежных компаний. Плюсы такого подхода это отработанные на практике технологии, контроль качества, отвечающий мировым стандартам, большие маркетинговые преимущества, возможности для создания совместных предприятий по принципу стратегических технологических альянсов, перспективы получения дополнительных кредитов на технологическое переоснащение. Главный минус это дешевый рубль, что делает проблематичным использование импортных материалов и комплектующих, а также возвращение кредитов зарубежным партнерам.
2. Использование собственного научно-технического потенциала, в значительной мере не востребованного современной отечественной промышленностью. Дальнейшее его успешное развитие возможно при обеспечении государственной поддержки деятельности нововведений, с одной стороны, и использования современных методов управления субъектами этой сферы, с другой.
Подводя итог, совершенно очевидно, что научно технический потенциал любой страны требует повышения уровня организаций нововведений и скорости их внедрения. Так как состояние науки в значительной степени определяется интенсивностью притока нововведений и скорость их внедрения.
Организация научной деятельности
- 2020-05-16
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.