Преимуществом этого варианта организации элементов службы маркетинга является близость к руководству. Данный вариант наиболее приемлем на начальных этапах развития организации, когда первый руководитель пытается поднять статус и роль маркетинговой службы, хотя иерархический уровень его заместителей еще не готов воспринимать подразделение по управлению маркетингом в качестве подразделения второго уровня управленческой иерархии.
3. Объединение всех элементов службы маркетинга, занимающихся управлением маркетингом под руководством директора по коммерческой деятельности с достаточно высоким организационным статусом.
Рис. 1.11 как равноправная функциональная подсистема организации [20.с.61]
Данный вариант организации элементов службы маркетинга можно рассматривать как наиболее типичный для достаточно развитых организаций с выделением сферы управления маркетингом в качестве равнозначной подсистемы управления в ряду остальных подсистем.
В последние годы в практике организации элементов службы маркетинга выделяется функциональная сфера управления — контроллинг. Он концентрирует в себе органы, выполняющие функцию координации развития организации, а также общие функции управления, и маркетинговая служба часто попадает в сферу деятельности контроллинга.