Наибольшее количество жалоб наблюдается на уровне субъектов РФ. Также высокий показатель жалоб имеет муниципальный уровень. Данный факт может свидетельствовать о низкой степени заинтересованности муниципальных представителей и властей субъектов федерации в правильном и рациональном обеспечении средств по госзаказам.
Основные нарушения, выявленные в результате рассмотрения жалоб, представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Основные нарушения, выявленные в результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб.
По данным графика видно, что наибольшую долю, составляющую 46% в структуре выявленных нарушений, имеют иные нарушения, заключающиеся в основном, в неправомерном отклонении заявок участников закупок, не входящие в перечень на графике.
Нарушения в части размещения информации в Единой информационной системе имеют так же высокую долю, составляющую 26%. Данные нарушения обусловлены несоблюдением сроков и регламента публикации документации в системе.
Меньшие доли имеют нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок, а также нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.
По данным на 2018 год ФАС России было рассмотрено 14 117 обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, в результате чего данные о 7 082 поставщиках были внесены в вышеуказанный реестр.
В 2018 году было рассмотрено 83 385 жалоб, а 13 687 жалобы возвращены заявителям.
В 2018 году в Федеральную антимонопольную службу России было направлено 89 333 жалобы о неправомерных действиях или бездействии со стороны заказчика, что превышает показатель 2017 года на 5,88%, составляющий 84 373 жалоб.
В 2017 году количество плановых проверок составило 253 шт., за этот же период внеплановых было проведено 7 618 проверки. В 2018 году общее количество проверок составило 7 090 мероприятий. Все вышесказанное свидетельствует о том, что наиболее частыми являются внеплановые проверки. Данная практика может свидетельствовать об эффективности таких мероприятий.