Для более глубокого исследования текстов применяют метод контент-анализа, цель которого состоит в проведении объективного, измеряемого и проверяемого исследования содержания сообщений средств массовой коммуникации и других документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных в них.
В целях изучения индивидуальных особенностей восприятия общественностью распространяемых сообщений, имиджа компании, эффективности с точки зрения усвоения информации активно применяют качественные методы исследований. Их главная особенность заключается в формате результатов: как правило, они представляют собой неструктурированные текстовые материалы, содержащие прямую речь, которая, в свою очередь, содержит оценочные высказывания людей, их реакции на все, что связано с деятельностью предприятия.
Результаты подобных качественных исследований становятся базисом для корректировки и оценки эффективности существующей деятельности, а также планирования последующих действий. На основе полученных в рамках исследования материалов формируется своеобразный портрет объекта исследования, что позволяет более точно сформировать цель и задачи PR-кампании и приступить к разработке креативных материалов.
Методики качественных исследований способствуют получению уникальной информации о динамике отношений отдельных представителей целевой общественности к базисному субъекту PR. Для получения более полной картины и экстраполяции результатов на генеральную совокупность целевого сегмента качественные исследования дополняются применением количественных методик. К основным качественным методикам относят: наблюдение; фокус-группы; интервью.
Приведем наиболее часто встречающиеся инструменты маркетинговых исследований в Интернете:
Онлайн опрос. Данный метод представляет собой размещение анкет в на сайтах компании, в социальных сетях, на форумах и так далее. Проведение опроса такого характера возможно и при отсутствии у компании собственных интернет ресурсов (по средству интернет-дистрибьютеров). На данном этапе развития сети Интернет и интернет-общения, не представляется возможным назвать данный вид исследования эффективным, как правило анкеты онлайн-опроса «всплывают» перед пользователем в ультимативной форме, мешая просматривать контент. Часть пользователей прерывают просмотр закрывая окно с контентом, часть намеренно отвечают не достоверно. Онлайн-опрос имеет смысл проводить при добровольном желании пользователя ответить на вопросы, и его полном согласии.
Онлайн фокус-группа. Предоставляет возможность проведение фокус-групп с людьми, находящимися в разных городах и странах, то есть без непосредственного контакта людей в офисе исследовательской компании. Все онлайн фокус-группы можно разделить на онлайновые фокус-группы, когда общение с респондентами проходит в режиме реального времени, и продленные, или онлайновые фокус-группы на форумах, суть которых сводится к обсуждению определенной темы в течение нескольких дней (в виде классического интернет-форума). Данный вид исследований может быть весьма эффективен для аналитики реакции аудитории на тот или иной продукт, услугу, меру и т.д. К главному минусу стоит отнести возможную выплату гонораров респондентам. Представляется возможным провести онлайн фокус-группу бесплатно, но стоит учитывать, что это может сказаться на мотивировке респондентов и как следствие повлиять на качество исследования и сроки сбора информации.
Онлайн интервью – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Стоит отметить, что Интернет дает возможность получить информацию разного характера, таким образом представляется возможность проводить исследования в области интернет-стратегии компании, эффективности сайта, работа с целевыми лицами ( потенциальными клиентами компании), разработки стратегии по преобразовании трафика в продажи и так далее.
2.2. Этапы разработки опроса в интернете
Маркетинговый опрос — важное мероприятие, в ходе которого руководители предприятий различных отраслей узнают о ситуации на рынке в данный момент.
Маркетинговый опрос — это один из ключевых пунктов в работе любой компании, и упускать его нельзя. Именно благодаря опросу можно в кратчайшие сроки наметить оптимальную стратегию развития и ведения бизнес-процессов. Стоит отметить, что маркетинговый опрос следует проводить грамотно и в правильно выбранное время.
Опрос как метод маркетингового исследования заключается в том, что проводящий данную процедуру обращается к определенной группе граждан, чтобы узнать об их мнении и взглядах, а также о том, как люди ведут себя в той или иной ситуации. Опрос ставит перед собой задачу получить сведения «из первых уст». Лицо, которое опрашивают, называют респондентом.
Организация онлайн опроса не в значительной мере отличается от организации классического социологического исследования.
Первый этап организации опроса в интернете является подготовительным и заключается в создании программы исследования. Определение проблемы, объекта и предмета исследования, простановка целей и задач — вся эта работа выполняется точно так же, как и в классическом социологическом исследовании. Также первый этап включает в себя разработку выборки, инструментария.
Выборка для онлайн исследования рассчитывается исходя из численности и характеристик аудитории. Крупные компании имеют многочисленные панели и знают определенные социально-демографические характеристики.
Анкета для проведения опроса в сети Интернет имеет такую же структуру, как и для классического, но есть определенные критерии, которых стоит придерживаться:
· Формулировка вопросов должна быть понятна каждому, то есть вопрос должен быть составлен как можно проще, ведь, в отличие от опросов в оффлайне, когда опрашивает интервьюер, в сети некому объяснить смысл вопроса;
· Ограничено количество вопросов и желательно обойтись без табличных вопросов;
· Интернет предоставляет возможность включения в опрос мультимедийных элементов — фото, видео, звук.
Второй этап — оперативно-процедурный или полевой. Здесь начинается собственно сбор информации. Для начала идет рассылка по электронным ящикам с приглашением на участие в опросе и ссылка на него. Рассылка идет только по тем адресам, которые соответствуют квоте и выборке.
Полученные в ходе опроса данные сохраняются в программе и их потом можно экспортировать в, например, SPSS. Также иногда можно получать промежуточные результаты еще до окончания опроса и конечные сводные данные. Чаще всего только одномерные, реже двумерные таблицы. И здесь мы переходим к третьему этапу — результирующему. Для более подробного изучения результатов исследования необходимо просто экспортировать данные в подходящую для их обработки программу. Это необходимо для детального анализа, выявления зависимостей и тд. Этап анализа данных и написания отчета по онлайн исследованию ничем не отличается от аналогичного этапа в классических социологических опросах.
Организация и проведение опросов в интернете
- Николай Пахомов
- Маркетинг
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Николай Пахомов
Закончил СПбГУП, факультет журналистики. В университете преподаю около 20 лет, являюсь доктором наук. Поскольку нагрузка на основной работе небольшая, я решил помогать студентам в компании «Диплом777». Выполняю заказы по написанию дипломных и курсовых проектов. На сайте зарегистрирован с 2015 года.