Состав помещений, необходимых для конкретного магазина, а также размеры этих помещений зависят от типа магазина, от размера торгового зала, от ассортимента и метода продаж, от видов дополнительных услуг. Эти требования прописаны в ВСН 54-87 п. 3.49 (табл. 2.2), показатели необходимо брать в приложениях 3-7 Справочного пособия к СНиП 2.08.02-89.
Общая формула расчета нормируемых площадей представлена ниже:
Si = St × a10 ,
где Si – площадь неторгового помещения, м2;
St – площадь торгового зала, м2;
a – нормативная площадь неторгового помещения на 10 м2.
В настоящее время есть тенденция на уменьшение площадей неторговых помещений. Оптимальное соотношение: 70% торговых площадей, 30% – неторговых. В крупных торговых сетях, таких как «Ашан» данное соотношение 80 к 20, так как существуют логистические центры, где хранятся товары, а также происходит подготовка товаров к продаже. Товар поступает в магазины уже подготовленным к продаже, благодаря этому сокращаются неторговые площади.
Выходы для обслуживающего персонала должны быть отделены от входов для покупателей. Входы в неторговые помещения, в частности, в кладовые не должны располагаться со стороны производственных помещений. В магазинах с торговой площадью до 250 м2 разрешено делать дополнительные выходы в торговый зал из кладовых, которые являются смежными с торговым залом.
В таблице 2.1 указаны данные для расчета нормируемой площади по группам неторговых помещений городских продовольственных магазинов из приложения к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование предприятий розничной торговли».
Таблица 2.1