Следовательно, мы имеем определение, по которому система местного самоуправления — совокупность организационных форм реализации местного самоуправления в рамках муниципального образования. Система местного самоуправления — объединение воедино всех форм прямого волеизъявления органов местного самоуправления, граждан, органов общественного территориального самоуправления, иных организационно-правовых форм реализации местного самоуправления, с помощью которых население осуществляет свое право на местное самоуправление.
Право реализации местного самоуправления — право на власть, признаваемую и гарантированную Конституцией РФ, другими актами федерального законодательства, на решение вопросов местного значения на основании национальных, исторических и других местных традиций, а также собственных интересов и прав.
1.2 Принципы и функции реализации местного самоуправления
Эффективность органов муниципальной власти зависит от того, как правильно выбрана 1 модель самоуправления. В мировой практике накоплен опыт деятельности органов местной власти, использования на практике моделей управления на местах. Опыт местного самоуправления свое практическое воплощение нашел и в РФ. Поэтому, этот опыт важно обобщить, выяснить, как на практике реализуется конкретная модель местного самоуправления
Анализ литературы по теме работы говорит о том, что проблема организации местного самоуправления находится в центре внимания как политиков, так и учёных.
Принципы организации местного самоуправления, 10 которые закреплены Конституцией РФ, федеральным законом, обусловлены природой местного самоуправления коренные 4 идеи и начала, которые лежат в основе организации и осуществления местного самоуправления. Согласно ст.3 ФЗ №131 федеральные органы власти и власти субъектов РФ обеспечивают гарантии прав населения на реализацию местного самоуправления. Этой статьей определяется принцип государственной гарантии 1 местного самоуправления.
Система гарантий прав местного самоуправления 13 состоит из:
— общих гарантий – законодательные нормы, которые обеспечивают соблюдение каких-либо прав;
— специальных гарантий (юридических), которые определяют механизм судебной и другой защиты прав и полномочий местного самоуправления, на которые общие гарантии распространяются.
Гарантируется местное самоуправление обеспечением минимального бюджета, передачей ресурсов для выполнения государственных отдельных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления, компенсацией дополнительных затрат, которые вызваны решениями органов власти.
Органы местного самоуправления могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, исполнять, утверждать и формировать местный бюджет, устанавливать местные сборы, налоги, обеспечивать охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения, т.е. местное самоуправление – самостоятельность при решении вопросов местного значения.
Важный принцип местного самоуправления – ответственность должностных лиц, а также органов местного самоуправления, т.к. местное самоуправление – единство этих принципов.
Согласно ст. 70 ФЗ №131 должностные лица и органы местного самоуправления несут ответственность перед государством, населением муниципального образования, юридическими и физическими лицами.
Помимо этого, местное самоуправление должно обладать автономией в отношении собственной компетенции, иметь свободу действий для реализации своих инициатив.
Немаловажен принцип гласности в осуществлении и организации местного самоуправления, который отражает:
— уровень открытости деятельности должностных лиц и органов местного самоуправления;
— в какой мере граждане вовлечены в управление местными делами.
РФ как демократическое государство основана на соблюдении свобод и прав гражданина и человека.
Обеспечивается реализация данного принципа в ходе деятельности муниципальных органов по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности граждан.
Без законности в деятельности и организации местного самоуправления функционирование органов местного самоуправления невозможно.
Содержание данного принципа раскрывается ст. 6 ФЗ №131, где говорится, что при противоречии устава (конституции), закона, другого правового нормативного акта субъекта РФ, который регулирует многие вопросы в отношении организации местного самоуправления и устанавливает права, ответственность и обязанности должностных лиц, а также органов местного самоуправления, Конституции РФ, конституционным федеральным законам применяются Конституция РФ, конституционные федеральные и федеральные законы, т.е. муниципально-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, конституционным федеральным законам, федеральным законам и другим нормативным актам.
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в деятельности местного самоуправления – при реализации единоначалия принципиальные важные вопросы деятельности местного самоуправления коллегиально (совещательно) обсуждаются. Решения коллегии в жизнь проводятся правовыми актами должностного высшего лица.
В РФ признаётся многообразие форм местного самоуправления. Это выражается в многообразии типов поселений, многонациональном составе населения, в разнообразии моделей местного самоуправления, которые выбирает население, как форму реализации самоуправления.
Принципы местного самоуправления – правовая основа демократической концепции местного самоуправления.
Значение принципов организации местного самоуправления –они определяют единые основы функционирования и построения муниципальной власти в РФ. Они позволяют понять суть местного самоуправления, его отличительные признаки и черты.