B Министерство Образования и Науки РФ
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Стерлитамакская Государственная Педагогическая Академия
Имени Зайнаб Биишевой
Кафедра Педагогики и ИПиП
Курсовая работа
по основам и методам управления образовательными учреждениями
тема: Организационная культура образовательного учреждения
Стерлитамак 2010
Введение
В последнее время к исследованию организационной (корпоративной) культуры направлено растущее внимание представителей различных наук, в том числе и педагогики. Актуальным признается исследование организационной культуры образовательного учреждения, изучение проблемы формирования культуры организации образования, практическое использование ее потенциала.
Уже давно известные в педагогической науке исследователи обращали внимание на то, что на результат деятельности образовательного учреждения по большей части влияет уровень взаимодействия всех педагогов. Шацкий, Макаренко, Сухомлинский поднимали в педагогической науке проблему исследования формирования единых убеждений как основы сплоченного коллектива: в ней они видели успешное решение многих, если не всех управленческих проблем.
Как известно, значение и роль организационной культуры были осознаны практиками и теоретиками не сразу. Тема организационной культуры начала активно обсуждаться с шестидесятых-семидесятых годов XX века. Однако существенный шаг вперед был сделан уже в восьмидесятых годах XX века Эдгаром Шейном.
На сегодня существует множество публикаций на тему организационной культуры, ее роли и значении в жизни и деятельности организации, в том числе и в функционировании и развитии образовательного учреждения. Исследованию различных аспектов организационной культуры образовательного учреждения посвящены труды многих ученых и специалистов по управленческой деятельности в образовательном учреждении, в том числе Буевой, Вербицкой, Жуковской, Руднева, Рыбаковой, Темрюкова, Ушакова, Ясницкой.
Труды упомянутых и многих других авторов использовались при проведении данного исследования. При этом теоретические и практические взгляды ученых и специалистов по организационной культуре образовательного учреждения осмысленны и применены к конкретной школе.
Цель исследования: изучить организационную культуру образовательного учреждения
Объект исследования: организационная культура образовательного учреждения как многоаспектное явление
Предмет исследования: управление развитием организационной культурой образовательного учреждения
Задачи исследования:
изучить понятие и типы организационной культуры образовательного учреждения;
рассмотреть основные составляющие организационной культуры образовательного учреждения;
проанализировать эффективное управление организационной культурой образовательного учреждения через скрытые компоненты;
исследовать повышение воспитательного потенциала школы через корректировку организационной культуры (на примере школы №31).
Методы исследования:
— метод наблюдение;
— метод беседы;
— метод работы с документами;
— метод интервью.
База исследования: МБОУ «СОШ №31»
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры образовательного учреждения
§1. Понятие и типы организационной культуры образовательного учреждения
Не имея универсальной дефиниции, как и многие другие категории организационно-управленческих дисциплин, организационная (корпоративная) культура, так или иначе, в практическом использовании, в зависимости от конкретной цели исследования требует сущностного определения. Исследование организационной культуры образовательного учреждения, прежде всего, предполагает изучение понятия организационной культуры образовательного учреждения, рассмотрение ее типов.
По мнению Ушакова, в образовательном учреждении организационная культура очень эффектный и жесткий инструмент управления поведением людей, формирования модели поведения сотрудников организации, который необходимо использовать [25; С. 20 — 26].
Вместе с тем, согласно тому же исследователю, культура организации — это параметр, которому присущ слабый динамизм. Именно поэтому руководитель, обладающий, с точки зрения своих работников, наибольшей властью и свободой, является единственным должностным лицом, имеющий возможность максимально оказать влияние на культуру возглавляемый им организации [26; С. 3 — 9].
Иными словами, корпоративная культура образовательного учреждения, в том числе и школы и ее педагогического коллектива, — это инструмент, который дает возможность руководителю понять особенности своей организации, успешно развивать образовательное учреждение [16; С. 46 — 56].
Между тем организационная культура как сложное явление разбивается на четыре типа [7; 16; 25; 26]:
— ролевая культура;
— культура власти и силы;
— командная культура (культура деятельности);
— культура индивидуальности (культура личности).
Согласно Жуковской, каждый тип культуры описывает организацию с позиций [7; C. 45 — 52]:
— ее структуры;
— преобладающих способов деятельности;
— нахождения центра власти;
— размера властной дистанции;
— характера формальных и неформальных отношений;
— ценностей;
— норм, моделей поведения сотрудников;
— скорости реакции на внешние изменения.
Первый тип — ролевая культура — характеризуется наличием позиции для каждого, превалированием значения должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка, подчеркиванием статуса (например, различный цвет формы у учеников начальной, средней и старшей школы). Второй тип — культура, ориентированная на власть, имеет схожие черты с ролевой культурой, однако в отличие от последней центральной фигурой является руководитель. При этом наиболее характерными признаками такой корпоративной культуры школы являются [16; 25]:
1) профессионал — человек, разделяющий идеи руководителя;
2) несоответствие должности выполняемым задачам;
3) постоянное нарушение руководителем должностных инструкций;
4) согласование любого решения с первым лицом организации;
5) действует принцип «инициатива наказуема»;
6) активно используется личностный ресурс руководителя в решении проблем в управлении.
Третий тип — культура задачи ориентирует на командный метод работы. Причем носителем власти является, как правило, человек, взявший на себя ответственность за решение поставленной задачи [25; С. 20 — 26].
Наконец, наиболее характерные признаки культуры личности [16; С. 46 — 56]:
1) профессионал — специалист высокой квалификации;
2) профессиональная автономия педагога;
3) большая значимость личностного пространства;
4) разрозненность и разнообразие взглядов на воспитание и обучение;
5) индивидуальный учебный план — основа организации учебного процесса;
6) индивидуальность, личность, личная траектория развития, относительный успех, достижения, портфолио, «звезда» — ключевые слова в лексиконе школы;
7) качественная оценка труда ученика, нетрадиционные способы оценивания — рейтинг, портфолио.
Однако, по мнению Ушакова, в школах, как и в других организациях различного рода, всегда присутствует все типы организационных культур, но при этом один из типов обязательно доминирует [25;С. 20 — 26].
Более того, согласно Ясницкой, по причине консервативности организационной культуры более правильно будет не разрушать доминирование определенного типа культуры, а по возможности повышать ее позитивный потенциал, использовать ее положительные стороны [33; С. 46 — 51].
Таким образом, организационная культура образовательного учреждения представляет собой инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим педагогическим коллективом в целом, использование которого позволяет директору школы формировать определенную модель поведения педагогов, поддерживать доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышать и использовать его позитивный потенциал.
§2. Основные составляющие организационной культуры образовательного учреждения
Прогрессивные руководители, в том числе и образовательных учреждений, рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение. Организационная (корпоративная) культура образовательного учреждения, как и культура организаций других сфер и областей, исследователями признана многогранным социальным феноменом и рассматривается как система формальных и неформальных элементов (уровней, частей) [2; 9; 17; 27; 32].
Как известно, классик корпоративной культуры и основатель организационной психологии Эдгар Шейн рассматривает организационную (корпоративную) культуру по трем уровням. Первый, «поверхностный», «символический» уровень включает применяемую технологию и архитектуру, наблюдаемое поведение, язык, лозунги. Следующий, «подповерхностный» уровень объединяет ценности и нормы, сознательно зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в повседневной деятельности сотрудников организации. Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, некоторый «воздух» организационной культуры, который без запаха и вкуса, которым все дышат [4; 6; 17; 20; 49].
По мнению Ушакова, организационная культура образовательного учреждения, как и культура организации других сфер и областей, также многослойна [27; С. 2 — 4].
Считается, что организационная культура образовательного учреждения складывается из следующих составляющих [6; 8; 12; 14; 17; 19; 27]:
1) символы («настенная живопись», вид досок объявлений, награды);
2) герои организации («Доска почета»);
3) ритуалы: Как люди здороваются? Как одеваются?;
4) язык организации (фразы, словесные штампы наиболее употребляемые);
5) разделяемые убеждения и взаимные ожидания (отношение к ученикам: в основном способные либо в целом не очень способные, но есть все же и одаренные и т.п.);
6) философия (миссия), задающая смысл существования организации (школы) и ее отношение к сотрудникам (педагогам);
7) профессиональные ценности: Какого своего ученика я (мы) считаю хорошим? Кого учителя (коллегу) я считаю настоящим педагогом?;
8) общечеловеческие ценности, мировоззрение (здоровье, семейная жизнь);
9) нормы поведения (стандарты и подходы, по которым педагог определяет, что и как ему нужно делать);
10) правила поведения, по которым ведется деятельность в организации (они могут быть формальными и не формальными);
11) психологический климат педагогического коллектива.
В своей совокупности вышеперечисленные элементы (уровни, части) в виде организационной (корпоративной) культуры выполняет ряд важных функций. Во-первых, организационная культура выполняет функцию внутренней интеграции. Она порождает согласованность в действиях педагогов, усиливает их взаимопонимание, чувство общности. При этом корпоративная культура выступает эффективным инструментом, позволяющим мобилизовать педагогический коллектив на достижение поставленных целей [2; 6; 21; 25].
Во-вторых, корпоративная культура педагогического коллектива обеспечивает внешнюю адаптацию, формирует определенный имидж образовательного учреждения, определяет лицо школы. По организационной культуре можно понять, что принято и что не одобряется в школе, как поступать человеку в той или иной ситуации [2; 13].
В-третьих, она способствует формированию и закреплению корпоративных ценностей (отношение к ученикам, школе и т.д.), детерминирует взгляды и убеждения педагогов, обеспечивает целостность и единство «образа мира» коллективного субъекта (педагогического коллектива) [2; 5].
В-четвертых, организационная культура выполняет стимулирующую функцию. Она усиливает процесс вовлеченности в дела школы, чувство преданности и принадлежности коллективу, формирует корпоративный патриотизм, желание поступаться личными интересами в интересах организации, эмоциональное сопережевание корпоративных проблем, отвержение на подсознательном уровне предательства коллективных интересов [1; 2].
В-пятых, организационная культура педагогического коллектива создает единое нормативное поле, которое служит средством поддержания определенных образцов поведения, моделей поведения, целесообразных с точки зрения традиций образовательного учреждения [2; 12].
Таким образом, основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций.
Глава 2. Практические аспекты организационной культуры образовательного учреждения
§1. Эффективное управление организационной культурой образовательного учреждения через скрытые компоненты
В своей управленческой деятельности руководитель образовательного учреждения, так или иначе, сталкивается не только зримым пластом организационной культуры, но и некой скрытой реальностью. Директор школы, особенно если он является недавно назначенным, имеет дело не только материальными аспектами организационной культуры своего образовательного учреждения (артефактами), то есть всем тем, что можно увидеть, услышать, пощупать, но и некими скрытыми компонентами культуры школы. Именно управление этими внешне не воспринимаемыми аспектами культуры организации образования: нормами и правилами поведения, ценностями, традициями, психологическим климатом педагогического коллектива, подлинно и обеспечивает успешное управление корпоративной культурой образовательной структуры [16; 22; 24; 31].
Управление организационной культурой образовательного учреждения представляет собой осознанный и целенаправленный процесс, который должен быть соответствующим образом спланированным, организованным, контролируемым, мотивированным, а также ориентированным на формирование и развитие традиций, корпоративных ценностей, норм и правил поведения, благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как составляющие ядра организационной культуры [2; 21].
Между тем управленческая деятельность по формированию и развитию организационной культуры можно представить в виде определенного алгоритма [16; 21; 33].
Во-первых, необходимо определить философию, идеологию, миссию образовательного учреждения, основные базовые ценности.
Как правило, миссия образовательного учреждения, основные базовые ценности закрепляются в официальных документах образовательного учреждения. Поэтому необходимо провести анализ соответствующих документов (метод работа с документами).
Во-вторых, нужно выявить основные характеристики организационной культуры образовательного учреждения методом наблюдение, методом беседы. Иначе говоря, соотнести культуру школы с определенным типом, определить доминирование определенного типа организационной культуры.
В-третьих, необходимо ответить на следующие вопросы:
1) соответствует ли декларируемые миссия, цели (установки, базовые ценности) работы школы выделенному вами ведущему типу организационной культуры?;
2) какому из типов соответствует в действительности заявляемые цели работы школы?;
3) какой из типов вы хотели бы видеть в будущем в качестве ведущего? (при этом учитывайте те недостатки, которые будет нести желаемый тип организационной культуры, нет ли возможности использовать позитивный потенциал доминирующего в настоящее время типа);
4) в чем заключается несоответствие между настоящим и желаемым?
В-четвертых, необходимо подобрать формы и методы, определить последовательности действий в процессе реализации управленческой технологии формирования организационной культуры, составить план изменений.
В-пятых, нужно осуществить сбор объективных данных. Другими словами, провести анализ документов (по психологическому климату педагогического коллектива, стилю руководства), наблюдение, беседа, интервью (выявление по возможности норм и правил поведения, ценностей, традиций).
В-шестых, провести анализ, структуризацию результатов исследований и их оформление.
В-седьмых, разработать рекомендации для администрации и педагогических работников с целью коррекции управленческой и педагогической деятельности для обеспечения более эффективного поставленных целей и задач.
В-восьмых, определить направления совместной деятельности руководства образовательного учреждения и педагогов с целью повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения, профессионализма и компетентности педагогических работников по вопросам организационной культуры.
Согласно Темрюкова, эффективное управление организационной культурой позволяет [21; С. 25 — 26]:
— значительно повысить качество деятельности управленческой команды школы;
— совершенствовать формы взаимодействия руководства, педагогического коллектива, учащихся и их родителей;
— сформировать оптимальные условия для творческого сотрудничества и развития субъектно-субъектных отношений участников образовательного процесса.
Таким образом, эффективное управление организационной культурой образовательного учреждения через скрытые компоненты представляет собой осознанный и целенаправленный многоэтапный процесс по формированию и развитию организационной культуры образовательного учреждения посредством коррекции норм и правил поведения, ценностей, традиций, психологического климата педагогического коллектива.
§2. Повышение воспитательного потенциала школы через корректировку организационной культуры (на примере школы №31)
Управление формированием и развитием организационной культуры образовательного учреждения, в том числе и школы, служит определяющим фактором эффективного учебного процесса, детерминирует его высокие результаты. Ибо организационная культура любого образовательного учреждения влияет на протекающий в нем воспитательный процесс. Существует возможность повышения воспитательного потенциала школы через корректировку организационной культуры [32; 33].
Не исключением является и школа №31. Имея характерную для многих школ Российской Федерации линейно-функциональную организационную структуру (см. Приложение 1), систему управления (см. Приложение 2) в соответствии со своим типом и видом (см. Приложение 3), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Стерлитамак представляет собой современное образовательное учреждение со свойственной ей определенной организационной культурой.
Согласно программе развития МБОУ «СОШ №31», миссия школы №31 заключается в предоставлении максимально широкого поля возможностей наибольшему числу обучающихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания, сохранения здоровья. В процессе реализации Программы развития школы на 2009-2014 годы в рамках деятельности образовательного учреждения предполагается создание модели развития «Школа компетентных педагогов и компетентных школьников». При этом базовыми ценностями развития школы в ближайшие пять лет должны стать качество, конкурентоспособность, творчество, инновационность, здоровьесбережение [28].
По наблюдению за поведением и беседе с представителями администрации, в том числе с директором школы Битуновой Светланой Борисовны, рядовыми сотрудниками, можно констатировать, что ведущий тип организационной культуры — командная культура, суть которого заключается в компетентностном (деятельностном) подходе в деятельности всех участников образовательного процесса, — согласуется с объявленной миссией. Однако базовые ценности призванными быть доминантными в течение пяти ближайших лет, что также подтверждается результатами наблюдений и бесед, отражают весомую долю и других типов культур в данном образовательном учреждении.
В частности, такие ценности, как конкурентоспособность и инновационность, более полно и эффективно реализуемые при культуре власти, свидетельствуют о сильной позиции последней в МБОУ «СОШ №31» [25; 28].
Между тем анализ объективных данных: оценка психологического климата в педагогическом коллективе по карте-схеме Лутошкина, показывает, что психологический климат в педагогическом коллективе в МБОУ «СОШ №31» преобладает средней степени благоприятности, носит неустойчивый характер. Более того, опрос (анкетирование) по методике Захарова (по определению стиля руководства педагогическим коллективом) свидетельствует, что у директора школы Битуновой Светланы Борисовны, хотя и превалирует коллегиальный подход к работе, весомую роль также играет директивный компонент в управленческой деятельности [11; 18].
По мнению Фрумина, скрытые структурные компоненты организационной культуры могут иметь два измерения: процесс и результат. Первое представляет собой динамическую совокупность условий (скрытые факторы). Второе измерение — скрытые эффекты [31; С. 3 — 11].
Так, осознаваемые и неосознанные нормы и правила поведения, общечеловеческие и профессиональные ценности директора школы и педагогов как скрытые факторы определенного процесса формируют психологический климат в педагогическом коллективе как скрытого эффекта определенного результата [3; 9; 30].
Иначе говоря, существует ценностные и нормативные противоречия между руководством школы и ее педагогическим коллективом.
Хотя в самой администрации наблюдается заметная сплоченность вокруг директора школы. Все заместители директора имеют небольшую долю директивной компоненты в принятии управленческих решений в отличие от Битуновой Светланы Борисовны (см. Приложение 4).
Согласно рекомендации заведующей стерлитамакской психолого-медико-педагогической комиссией Кузнецовой Маргариты Ивановны, руководству школы необходимо продолжить работу по формированию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе [11].
Создание и развитие благоприятного эмоционального фона для более полного осознания и понимания управленческих решений руководства школы требует эффективной совместной работы ее администрации и педагогического коллектива, основанной на совершенствовании методов и стиля руководства, коллективном обсуждении возможных решений, улучшении неофициальных взаимоотношений и личных контактов в результате коллективных вечеров, экскурсий. Существует необходимость в более тщательном управлении корпоративной культурой педагогического коллектива. Кроме использования традиционных форм взаимодействия администрации и персонала (педагогические советы, конференции) и осуществления основных механизмов самореализации (школы молодого учителя и т.д.), необходимо внедрять и применять различные групповые и коллективные технологии (тренинги командообразования, корпоративную проектную деятельность, кейс-методы, ролевые и деловые игры) [2; 9; 10; 21].
Таким образом, повышение воспитательного потенциала школы через корректировку организационной культуры на примере МБОУ «СОШ №31» представляет собой формирование более благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе путем эффективной совместной работы, определяющее приверженность единых ценностей, норм, правил поведения.
Заключение
Организационная культура образовательного учреждения представляет собой инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим педагогическим коллективом в целом. Используя этот управленческий инструмент, руководитель образовательного учреждения формирует определенную модель поведения педагогов, поддерживает доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышает и использует его позитивный потенциал. Так как в образовательном учреждении существуют одновременно несколько типов культур: ролевая культура, культура власти и силы, командная культура (культура деятельности), культура индивидуальности (культура личности).
Организационная культура образовательного учреждения есть система формальных и неформальных элементов (уровней, частей). Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат. В своей совокупности названные элементы, компоненты выполняют ряд важных функций, в том числе интегрирующую, адаптирующую, формирующую, стимулирующую, нормативную функции.
Между тем в своей управленческой деятельности руководитель образовательного учреждения, так или иначе, сталкивается не только зримым пластом организационной культуры, но и некой скрытой реальностью. Директор школы, особенно если он является недавно назначенным, имеет дело не только материальными аспектами организационной культуры своего образовательного учреждения (артефактами), то есть всем тем, что можно увидеть, услышать, пощупать, но и некими скрытыми компонентами культуры школы. Именно управление этими внешне не воспринимаемыми аспектами культуры организации образования: нормами и правилами поведения, ценностями, традициями, психологическим климатом педагогического коллектива, подлинно и обеспечивает успешное управление корпоративной культурой образовательной структуры.
Эффективное управление организационной культурой образовательного учреждения через скрытые компоненты представляет собой осознанный и целенаправленный многоэтапный процесс по формированию и развитию организационной культуры образовательного учреждения посредством коррекции норм и правил поведения, ценностей, традиций, психологического климата педагогического коллектива.
Управление формированием и развитием организационной культуры образовательного учреждения, в том числе и школы, служит определяющим фактором эффективного учебного процесса, детерминирует его высокие результаты. Ибо организационная культура любого образовательного учреждения влияет на протекающий в нем воспитательный процесс. Более того, соответствующая ее корректировка позволяет повысить воспитательный потенциал школы.
Повышение воспитательного потенциала школы через корректировку организационной культуры на примере средней общеобразовательной школы №31 представляет собой формирование более благоприятного психологического климата в ее педагогическом коллективе путем эффективной коллективной работы, определяющее приверженность задекларированных в программе развития школы ценностей, а также исполнение единых норм, правил поведения. Создание и развитие благоприятного эмоционального фона среди педагогов для более полного осознания и понимания управленческих решений руководства школы посредством эффективной совместной работы ее администрации и педагогического коллектива, основанной на совершенствовании методов и стиля руководства, коллективном обсуждении возможных решений, улучшении неофициальных взаимоотношений и личных контактов в результате коллективных вечеров, экскурсий. Более тщательное управление корпоративной культурой педагогического коллектива, предполагающее кроме использования традиционных форм взаимодействия администрации и персонала (педагогические советы, конференции) и осуществления основных механизмов самореализации (школы молодого учителя и т.д.), внедрение и применение различных групповых и коллективных технологий (тренинги командообразования, корпоративную проектную деятельность, кейс-методы, ролевые и деловые игры).
Список использованной литературы
1. Барков С.А., Люботурова Т.А. Воспитание корпоративного патриотизма как задача современного менеджмента // Вестник Московского университета. — Серия 10. — Социология и Политология. — 2008. — №2. — С. 119 — 132.
2. Буева И.И. Формирование корпоративной культуры педагогических сообществ // Мир образования — образование в мире. — 2007. — №3. — С.73 — 79.
3. Вербицкая Н. Трудно создается, легко разрушается // Директор школы. — 1999. — №5. — С. 28 — 29.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономисть, 2003. — 528 с.
5. Дуева Л.И. Опыт построения модели субкультуры учителя // Мир образования — образование в мире. — 2006. — №1. — С.44 — 54.
6. Жалило Б. «Операция на душе» — изменение корпоративной культуры компании // Управление персоналом. — 2007. — №1. — С. 48 — 56.
7. Жуковская А.И. Управленческая деятельность в практике школы и организационная культура // Наука и школа. — 2003. — №5. — С. 45 — 52.
8. Лепешова Е.М. Работа с персоналом // Директор школы. — 2010. — №5. — С. 42 — 45.
9. Мехтиева Е.Д., Солодовникова М.Н., Черненко Л.И. Простые способы повышения культуры педагогического коллектива // Директор школы. — 2008. — №5. — С. 32 — 36.
10. Никулин Д. Организационная культура: технология формирования // Вопросы культурологии. — 2006. — №2. — С. 84 — 85.
11. Отчет по итогам комплексного изучения деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. — 67с.
12. Переверзева И. Можно ли управлять организационной культурой // ПЕРСОНАЛМИКС. — 2007 — №2 — С 86 — 87.
13. Руднев Е.А. Организационная культура и поведение как путь к развитию демократии в школе // Народное образование. — 2005. — №2. — С. 81 — 86.
14. Руднев Е.А. Организационная культура и сайт: как реализовать образовательный заказ на основе конкурентных преимуществ // Народное образование. — 2010. — №1. — С. 116 — 122.
15. Руднев Е.А. Организационная культура школы: что препятствует демократизации образования // Народное образование. — 2006. — №2. — С. 51 — 60.
16. Руднев Е.А. Скрытая реальность: понимать, чтобы успешно управлять // Народное образование. — 2006. — №5. — С. 46 — 56.
17. Рыбакова Н. Н. Деятельность менеджера по формированию и развитию организационной культуры образовательного учреждения // Омский научный вестник. — 2007. — №6. — С. 52 — 55.
18. Справка психологического климата педагогического коллектива МБОУ «СОШ №31».
19. Стеклова О.Е. Формирование инновационной культуры организации // Качество. Инновации. Образование. — 2008. — №4. — С. 31 — 36.
20. Субочев Н.С. Организационная культура как организационная идеал // Социально-гуманитарные знания. — 2005. — №2. — С. 285 — 293.
21. Темрюков Ю.Ю. Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления // Наука и школа. — 2008. — №4. — С. 25 — 26.
22. Терентьев В. Скрытое управление: приемы реализации и способы защиты // Директор школы. — 2002. — №8. — С. 29 — 33.
23. Феофанов В. Организационная культура и развитие организации // Вопросы культурологии. — 2006. — №2. — С. 80 — 83.
24. Ушаков К.М. Источник сопротивления — организационная культура // Директор школы. — 2002. — №7. — С. 3 — 7.
25. Ушаков К.М. Организационная культура — рискованный объект управления // Директор школы. — 2009. — №3. — С. 20 — 26.
26. Ушаков К.М. Организационная культура: понятие и типология // Директор школы. — 1995. — №2. — С. 3 — 9.
27. Ушаков К.М. Организационная культура: уровневая модель оценки // Директор школы. — 1995. — №3. — С. 2 — 4.
28. Формирование ключевых компетенций через дифференциацию и индивидуализацию образования, как новое понимание категории качества образования: Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2009-2014 учебные годы: Приказ директора от 01.09.2009 № 08. — 39с.
29. Феофанов В. Организационная культура и развитие организации // Вопросы культурологии. — 2006. — №2. — С. 80 — 83.
30. Фишман Л. Современный директор: профессиональные ценности и стереотипы // Директор школы. — 1999. — №5. — С. 20 — 27.
31. Фрумин И. Тайны школы // Директор школы. — 1999. — №7. — С. 3 — 11.
32. Шендель Т.В. Организационная культура как интегративный фактор педагогической технологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена — 2008. — №77. — С. 425 — 428.
33. Ясницкая В.Р. Модель повышения воспитательного потенциала школьной культуры // Директор школы. — 2009. — №7. — С. 46 — 51.