Аристотель же структурировал и обобщил опыт других философов и свой собственный, создав, таким образом, теоретическую базу для многих поколений ораторов. Аристотель сформировал также правило, согласно которому риторика основана на композиционном построении речевых конструкций. Именно он связал ораторское искусство с логикой, а также выделил особенности композиции устной и письменной речи. Также Аристотель писал о важности создания контакта со слушателями, для чего необходимо использовать различные невербальные средства коммуникации.
С этого момента можно считать ораторское искусство настоящей наукой, существующей по собственным законам и правилам.
В дальнейшем серьезное развитие ораторского искусства связано с римской эпохой.
Марк Туллий Цицерон является одной из наиболее ярких фигур в ораторском искусстве этой эпохи. Этот политический деятель и философ считал риторику важнейшим оружием, которое находится в арсенале государство. Он также является автором множества трудов о риторике и ораторском искусстве. В своих трудах автор пытался найти ответ на вопрос о том, какими качествами должен обладать выступающий, чтобы суметь «убедить, усладить и воздействовать». Он внес в ораторское искусство несколько характерных принципов, которые отличали его выступления среди выступлений прочих ораторов. Например, Цицерон призывал отказываться от применения вульгарных слов или заимствований из других языков.
С другой стороны, он считал, что не так важно донести достоверную информацию до зрителей, как сделать так, чтобы они поверили в любую предоставляемую им информацию в целом. Речи Цицерона были направлены на то, чтобы отвлечь судей и аудиторию от невыгодных для него фактов и сосредоточиться на тех обстоятельствах, которые представляли бы ситуацию в выгодном свете. Цицерон активно использовал амплификацию – намеренное преувеличение информации.
Цицерон выделил несколько признаков, которые должны присутствовать в речи для выступления и те особенности, которые должен учитывать оратор:
— Необходимо сосредоточиться на трансформации содержания текста в оптимальную словесную форму.
— Необходимо запоминать речь наизусть и тщательно отрепетировать ее перед выступлением;
— Изложение мыслей и информации должно носить последовательный характер и др.
Римский политический деятель Квинтилиан является автором одного из наиболее полных учебных пособий античности по ораторскому искусству – «Наставления оратору». Квинтилиан создал обширный труд в данном направлении для того, чтобы будущие ораторы смогли развивать в себе риторические способности. В основе разработанного им подхода лежит необходимость передавать свои мысли таким образом, чтобы это звучало и выглядело красиво и очень выразительно. Он также являлся ритором – так называли учителей красноречия.
Таким образом, отметим, что во времена античности риторика и ораторское искусство являлось основополагающей составной частью социальной жизни. Граждане старались самосовершенствоваться в этом направлении, а ораторское искусство преподавали в школах – это была одна из ключевых ступеней античного образования.
Истоки ораторского искусства, идущие из Древней Греции, сохраняют своё значение и в наше время. Дошедшие до нас труды ораторов античности имеют исключительную ценность культурного и познавательного характера несмотря на то, что некоторые из предлагаемых в трудах аспектов потеряли свою актуальность из-за изменения общественного строя. Сохранившиеся работы древнегреческих и древнеримских деятелей в области ораторского искусства оказали существенное воздействие на развитие ораторского искусства в мировом масштабе.
Для современности ораторское искусство имеет очень важное значение. Так, прошлое столетие было ознаменовано мощным развитием СМИ и различных коммуникаций между государствами. Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало интерес к риторической деятельности. Риторика считается одним из наиболее эффективных инструментов для создания идеологических принципов и формирования общественного мнения и мировоззрения граждан.
Во многих зарубежных учебных заведениях риторика включена в образовательную программу в качестве обязательного предмета. Эта дисциплина оказывает благоприятное воздействие на личность обучающегося, на ее будущий успех в профессиональной деятельности и социальной сфере в целом. Ораторское искусство тесно связано с искусством полемики, и оно позволяет сформировать необходимые для управления лидерские качества.
В настоящее время активно развивается тенденция к автоматизации многих процессов деятельности человека, которые ранее были связаны с коммуникативной функцией – человек перестает посещать магазины, общественные мероприятия, он получил возможность работать, не выходя из дома. Все это приводит к постепенному отчуждению личности от общества и деградации коммуникативных навыков, основным из которых является устная речь.
Поэтому в современных условиях назревает новая потребность в переосмыслении ораторского искусства как вида деятельности в соответствии с требованиями нового времени. Теперь стоит задуматься о том, как может развиваться риторика в условиях глобализации и научно-технического прогресса. Чтобы избежать социального кризиса, необходимо сосредоточиться на построении такого общества, в котором человек может быть разносторонне развитым. Риторическая деградация, проявляющаяся в обеднении словарного запаса, пренебрежении нормами грамотной письменной и устной речи, чрезмерном многословии и «пустословии», в настоящее время характерна для подрастающего поколения, однако можно заметить подобные примеры в речи политических и общественных деятелей, представителей средств массовой информации и т.д.
Внедрение риторических дисциплин в современную образовательную программу не только в специализированных учебных заведениях, но и в общеобразовательных, направлено на решение этой проблемы. Большое количество аспектов самореализации личности происходит с помощью коммуникативных процессов, и это еще одна причина, по которой необходимо научить будущее поколение изъяснять свои мысли четко, ясно, грамотно и красиво.
В настоящий момент обучение риторическому искусству зависит только от желания самого человека. Развитие собственных способностей в устной речи, произношении, коммуникативных навыках, необходимо для всестороннего развития личности и обретения духовных ценностей. Каждый человек, вступивший на этот путь, вносит свой вклад в формирование культурного наследия народа в целом.
Ораторское искусство и эффективность коммуникации
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.