Курсовая работа по дисциплине Налоговое право
на тему:
«Определение зависимости хозяйственных обществ для целей антимонопольного и налогового законодательства»
Оглавление
Введение
Глава 1. Взаимозависимые лица
Определение взаимозависимости юридических лиц в антимонопольном законодательстве
Определение взаимозависимости лиц в налоговом законодательстве
Глава 2. Сделки взаимозависимых и аффилированных лиц
Глава 3. Ответственность взаимозависимых и аффилированных лиц
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Развитие экономических отношений повлияло на увеличение интереса среди граждан к активному участию в предпринимательской деятельности. Создавая организации, участники приобретают права и обязанности по отношению к государству, уплачивая налоги в бюджет по различным объектам налогообложения, а также по отношению к другим участникам предпринимательской деятельности. Развивая сеть своей организационной структуры, создаются новые организации, которые непосредственно или косвенно управляются через первую компанию, тем самым образуя зависимость среди участников предпринимательской деятельности. Для того чтобы контролировать деятельность таких структур в антимонопольном и налоговом законодательстве были спроектированы и закреплены такие категории как «Взаимозависимые лица» и «Аффилированные лица». В настоящее время данные категории играют большую роль в осуществлении контроля над деятельностью в сфере налогообложения и антимонопольного регулирования. Однако в теории и практике возникают затруднения в понимании и толковании данных категорий.
При определении взаимозависимости и аффилированности, возникают затруднения в применении норм законодательства, регулирующих данные институты, о чем говорит сложившаяся судебная практика по этим отношениям. В силу чего среди теоретиков данная тема пользуется большим спросом. Анализ данной темы можно увидеть в работах О.А. Борзуновой, Ю.Л. Фадеева, Н.В. Гурина, А.А. Копиной, Ю.А. Крохиной, И.В. Редькина, Д.Н. Суругина, К.Ю. Тотьева, Л.М. Файзрахмановой, Б.Б. Эбзеева и других. Среди ученных и до сегодняшнего дня продолжается дискуссия по этой теме, что и определяет выбор для курсовой работы данной темы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных положений об определении взаимозависимости и аффилированности физических и юридических лиц, контроля над сделками, осуществляемыми такими лицами, а также ответственность, предусмотренную законом за нарушение налогового и антимонопольного законодательства и анализ проблем возникающих в применение данных положений.
Согласно сформулированной цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть доктринальные источники по данной теме;
рассмотреть нормативно-правовые акты, касающиеся процедуры определения взаимозависимости и аффилированности физических и/или юридических лиц; антимонопольный законодательство аффилированность
определить критерии взаимозависимости и аффилированности физических и/или юридических лиц;
проанализировать положения об ограничении сделок осуществляемых между взаимозависимыми лицами;
проанализировать положения об ограничении сделок осуществляемых между аффилированными лицами;
проанализировать ответственность за нарушение требований антимонопольного и налогового законодательства взаимозависимыми или аффилированными лицами;
выявить проблемы связанные с правоприменительной практикой по данной теме.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между двумя и более лицами, которые в силу налогового и антимонопольного законодательства признаются взаимозависимыми и аффилированными.
Предметом исследования являются основные положения определения взаимозависимости и аффилированности лиц в целях налогового и антимонопольного законодательства, осуществления контроля над сделками осуществляемыми вышеуказанными лицами, а также их ответственность за нарушение налогового и антимонопольного законодательства.
Глава 1. Взаимозависимые лица
Определение взаимозависимости юридических лиц в антимонопольном законодательстве
Главной целью антимонопольного законодательства является обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции, ограничения на правовой основе монополистических действий участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и нарушения правил честной конкуренции.
Антимонопольное законодательство вводит положения о взаимозависимости для того, чтобы определить перечень лиц, способных оказывать влияние на субъекты хозяйственной деятельности, и оценить степень их влияния на условия ведения предпринимательской деятельности. Кроме этого, положения о взаимозависимости хозяйствующих субъектов позволяют антимонопольным органам предупредить установление контроля одного лица или группы лиц над деятельностью другого лица, результатом которого может быть потеря самостоятельности при принятии решений, связанных с предпринимательской деятельностью этого юридического лица.
Антимонопольное законодательство определяет следующие отношения, образующие зависимость одного самостоятельного хозяйствующего субъекта от другого:
— имущественные, основанные на владении весомым пакетом акций (долями участия) в уставном капитале хозяйственного общества;
— договорные, основанные на наличии договорных обязательств, позволяющих одной стороне определять условия ведения предпринимательской деятельности другой;
— организационно-управленческие, например, основанные на участии одних и тех же лиц в органах управления двух и более юридических лиц;
— родственные.
Антимонопольное законодательство определяет взаимозависимость хозяйствующих субъектов через понятия «группа лиц» и «аффилированные лица». Статья 9 Федерального закона «О защите конкуренции» Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)// Российская газета. — 2006. — N 162. (далее — Закон N 135-ФЗ) закрепляет понятие группы лиц в следующем виде:
1) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества;
2) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;
3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества или заключенного с этим хозяйственным обществом договора вправе давать этому хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания;
4) хозяйственное общество, в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
5) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;
7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;
8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 — 7 признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 — 7 признаку;
9) хозяйственное общество, физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 — 8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества.
Основаниями, в связи с которыми возникает право распоряжаться более чем 50% голосов, можно отнести такие как приобретение голосующих акций (вкладов, долей) в результате их покупки, получения в доверительное управление, совместной деятельности, заключения договора поручения.
Следует отметить, что антимонопольное законодательство, в отличие от налогового, определяет косвенный контроль не расчетным путем, а в результате установления возможности юридического лица «фактически распоряжаться» через третьих лиц.
Положения относительно группы лиц распространяются на каждое входящее в указанную группу лицо.
С точки зрения антимонопольного законодательства положения об аффилированных лицах введены для определения лиц, способных оказывать влияние на хозяйствующих субъектов и оценить степень их влияния на условия ведения предпринимательской деятельности Файзрахманова Л.М. Некоторые особенности определения взаимозависимости налогоплательщиков // Налоги. — 2012. — N 3. — С. 14.. Понятие «аффилированное лицо» впервые появилось в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» Указ Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» // Российская газета. — 1992. -16 октября.. Затем оно получило закрепление в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1991. — N 16. — ст. 499.. Далее в Федеральном законе «Об акционерных обществах» ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ // Собр. Закон. РФ. — 1996. — N 1. — Ст. 1; N 25. — Ст. 2596., который был первым нормативным актом, законодательно закрепившим специфику участия аффилированных лиц в акционерных отношениях. В юридической литературе рассматривались аспекты с теоретической и практической направленности статуса аффилированных лиц, как в гражданских правоотношениях, так и в сфере публичного права Эбзеев Б.Б. Законодательство Российской Федерации об аффилированных лицах: становление, основные понятия и проблемы применения // Государство и право. — 2000. -N 5. — С. 41.
В доктрине под аффилированным лицом понимается участник или несколько взаимосвязанных участников хозяйственного общества либо лицо, занимающее руководящую должность в обществе, способные вследствие своего положения как акционера или руководителя использовать средства общества и результаты его деятельности для личного обогащения с его последующим сокрытием Додонов В.Н. Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М, 2001. — С.34..
Законодатель, в свою очередь, в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» дает определение аффилированных лиц — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
К общим признакам аффилированных лиц следует отнести состав аффилированных лиц, основания аффилированности, степень зависимости одних лиц от других и правовую форму этой зависимости. Под составом аффилированности понимается предусмотренный законом исчерпывающий перечень признаков, характеризующих конкретное лицо как аффинированное; под основанием аффилированности — юридические факты, позволяющие в соответствии с законом отнести тот или иной субъект к аффилированным лицам. Тотьев К.Ю. Конкурентное право. — М.: Издательство РДЛ, 2000. — С. 35.
Законодатель выделяет аффилированных лиц юридического и физического лица. Аффилированными лицами юридического лица в соответствии с положениями Закона о конкуренции, не утратившими силу в настоящий момент, являются:
— член его совета директоров или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
— лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица;
— юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица;
— если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
— юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица.
Антимонопольное законодательство устанавливает некоторые правила и требования к действиям аффилированных лиц. К таким правилам относятся ограничения по проведению торгов. Установленные ограничения дают возможность антимонопольному органу осуществлять в пределах своей компетенции государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и обеспечения контроля над соблюдением законодательства.
Определение взаимозависимости лиц в налоговом законодательстве
Цель введения института взаимозависимости лиц в налоговое законодательство состоит в том, чтобы определить формы, способы и последствия зависимости налогоплательщиков для обеспечения баланса публичных и частных интересов и установить механизмы, препятствующие уклонению от налогообложения с использованием статуса зависимости.
Согласно п. 1 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
Критерии зависимости в налоговом праве содержатся в ст. 20 НК РФ, а также наиболее широкое закрепление получили в ст. 105.1 НК РФ. В зависимости от порядка признания правоведы подразделяют критерии на формальный и судебный Суругин Д.Н. Правовое регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием: Дис. … к.ю.н. М., 2007. — С. 86..
Непосредственное или косвенное участие одной организации в другой.
Наиболее распространенной формой взаимной зависимости организаций являются имущественные отношения, основанные на участии в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества.
Однако зависимость одного юридического лица от другого может быть выражена не только в участии в имущественных активах организации. Бывают ситуации, когда одни организации участвуют в управлении либо принимают решения, касающиеся хозяйственной деятельности других организаций. Так, в пункте 1 статьи 105 ГК РФ указано, что «хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом». Признание общества дочерним не будет означать, что оно является взаимозависимым с точки зрения налогового законодательства, так как Налоговый кодекс принимает во внимание только процентное участие одной организации в другой.
Так, в п. 2 ст. 105.1. НК РФ содержит следующие критерии по признанию лиц взаимозависимыми в связи с непосредственным или косвенным участием:
1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов.
В случае наличия одного из данных признаков в правоотношениях между лицами, они признаются взаимозависимыми.
Зависимость по должностному положению
В соответствии с пунктом пп. 10 п. 2 ст. 105.1. НК РФ к взаимозависимым лицам относятся физические лица, находящиеся в отношениях должностного подчинения друг другу.
Указанные отношения подчиненности лиц по должностному положению могут определяться как законодательными актами, так и внутренними документами организации. Должностная подчиненность предполагает наличие прямых распорядительных полномочий одного физического лица другому физическому лицу. Наличие только контрольных полномочий не образует отношений подчиненности. Подчинение предполагает, что у одного из лиц присутствуют прямые распорядительные полномочия.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение должностного лица. Данное определение содержится в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации и в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, которыми следует руководствоваться в процессе правоприменения.
Отношения брака, родства, свойства, попечительства
Основным вопросом для установления взаимозависимости по данному основанию будет определение круга родственников, между которыми образуется налоговая взаимозависимость. Для этого необходимо обратиться к семейному законодательству. Согласно статье 10 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ), брачными отношениями признаются отношения супругов, зарегистрированные в органах записи актов гражданского состояния.
Отношения родства подразумевают наличие общего родственника. Важно подчеркнуть, что в Семейном кодексе РФ определен круг только близких родственников, в связи с чем между ними не допускается заключение брака. В соответствии со статьей 14 СК РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Под отношениями свойства понимаются возникающие в связи с заключением брака отношения между супругом и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Понятие свойства не содержится в семейном законодательстве. Семейным кодексом РФ регулируются взаимоотношения только следующих категорий лиц, состоящих в отношениях свойства: отчима, мачехи, пасынка, падчерицы. Именно этих лиц следует считать находящимися в свойстве для целей применения пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Отношения усыновителя и усыновляемого (а также в случае удочерения) регламентируются статьями 124 — 144 СК РФ. Усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах и с учетом их этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 20 НК РФ к взаимозависимым лицам относятся физические лица, состоящие в соответствии с семейным законодательством РФ в отношениях «попечителя и опекаемого». В соответствии со статьей 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
При наличии одного из вышеуказанных критерия взаимозависимость предполагается и не подлежит доказыванию налоговыми органами. Признавать налогоплательщиков взаимозависимыми в этих случаях может непосредственно налоговая инспекция. Такие разъяснения содержатся в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 года N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Но в любом случае налогоплательщик, не согласный с решением налогового органа, может оспорить в суде факт наличия взаимозависимости. Но в большинстве случаев налоговые органы могут установить взаимозависимость между лицами только в судебном порядке.
Признание лиц взаимозависимыми в судебном порядке
В соответствии с пп. 11 п. 2 статьи 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Влияние отношений между лицами на результаты сделок выражается в установлении в сделках условий (например, цены товара), отличающихся от условий обычного коммерческого оборота с целью занижения или сокрытия объекта налогообложения.
В процессе рассмотрения дела суд вправе потребовать от налоговых органов доказательства того, что отношения между лицами повлияли на результаты конкретных сделок по реализации товаров, работ, услуг.
Так, при рассмотрении дела между ООО и Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в качестве доказательства по делу был представлен договор, одна из сторон которого является одновременно арендодателем, единоличным учредителем ООО и его коммерческим директором. Сумма арендной платы по указанному договору имеет отклонение более чем на 20% в сторону повышения по сравнению с аналогичными договорами.
Результаты сделок по реализации товаров, работ или услуг могут иметь значение для целей налогообложения лишь постольку, поскольку они определяют объект налогообложения — количество операций по реализации, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), прибыль, доход и тому подобное.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
Таким образом, налогоплательщики, с учетом конкретных взаимоотношений между ними, могут признаваться взаимозависимыми и по основаниям, прямо не указанным в НК РФ. Но и в этих случаях должно обязательно выполняться главное условие: отношения между такими лицами могут влиять на условия или результаты сделок между ними.
Главным последствием признания лиц взаимозависимыми является появление у налоговых органов права проверять правильность применения цен по сделкам между данными лицами, то есть при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы могут пересмотреть цены по сделкам между взаимозависимыми лицами и доначислить налоги исходя из рыночных цен.
Глава 2. Сделки взаимозависимых и аффилированных лиц
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Основополагающий признак сделки — правомерность, под которой прежде всего понимается соответствие условий, на которых совершается сделка, требованиям закона и иных нормативных актов. Данный признак отличает сделку от действий, во-первых, прямо нарушающих установленные законом и иными нормативными актами запреты, во-вторых, противоречащих закону и иным нормативным актам.
В настоящее время сделки между взаимозависимыми и аффилированными лицами получили очень широкое распространение. Организации заключают договоры купли-продажи имущества с фирмами, которые являются их учредителями, дочерними организациями и другими, зависимыми от них партнерами. Используя в таких сделках завышенные или заниженные цены, хозяйствующие субъекты оптимизируют свои налоговые обязательства.
Налоговые органы подозрительно относятся к сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами. В связи с недостаточной теоретической разработанностью правовой категории «взаимозависимые лица» в правоприменительной, в том числе в судебной, практике эта категория нередко используется как синоним понятия «недобросовестный налогоплательщик» или как основное доказательство недобросовестности налогоплательщиков Борзунова О.А. Взаимозависимость и налоги: новый аспект под влиянием судебной практики // Вестник арбитражной практики. — 2011. — N 4. — С. 51..
Каждая организация, при заключении договоров вправе устанавливать любые цены самостоятельно. Однако уплата налогов должна быть произведена исходя из рыночных цен. В противном случае налоговые органы могут доначислить налоги и взыскать штраф.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (пункт 4 статьи 40 НК РФ).
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них признаки: физические характеристики, качество, репутацию на рынке, производителя и так далее. Объем реализации товаров различными производителями не является основанием для признания товаров идентичными.
Наличие отношений взаимозависимости является одним из оснований проверки налоговыми органами правильности применения цен по сделкам. На сделки, осуществляемые взаимозависимыми и аффилированными лицами, распространяются дополнительные требования и к ним применяются особые правила. Кроме того, взаимозависимость сторон сделки влияет на порядок исчисления налогов и влечет применение особых методов налогового контроля.
Стороны сделки признаются взаимозависимыми, когда отношения между ними могут повлиять на условия или результаты деятельности.
Одним из последствий взаимозависимых отношений является вероятность взыскания налога, доначисленного налоговыми органами в порядке контроля за правильностью применения цен по сделкам.
Как уже было отмечено, наличие отношений взаимозависимости — это одно из оснований проверки правильности применения цен по сделкам налоговыми органами. Если будет установлено, что примененная сторонами цена сделки отклоняется от рыночных цен более чем на 20%, налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных исходя из применения рыночных цен. При этом взыскание доначисленного налога производится в бесспорном порядке.
Согласно общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Если не доказано обратное, то предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен.
Сформулируем основные принципы определения цены сделки для целей налогообложения:
— налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в установленных НК РФ случаях. Эти случаи установлены в пункте 2 статьи 40 НК РФ. Налоговые органы проверяют правильность применения цен по сделкам:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени;
— налоговый орган при осуществлении такого рода контроля вправе самостоятельно определять рыночную цену, при этом необходимо доказать, что цена товаров, работ или услуг, применяемая сторонами сделки, отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг).
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные: сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей;
— налоговый орган вправе доначислить суммы налога и пени, рассчитанные таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
В силу вышесказанного, можно утверждать что при наличии взаимозависимости, органы налогового и антимонопольного контроля осуществляют дополнительный надзор за сделками заключенными между этими лицами.
Глава 3. Ответственность взаимозависимых и аффилированных лиц
Ответственность взаимозависимых и аффилированных лиц можно условно разделить на три группы:
1. Административная ответственность за нарушение порядка представления информации об аффилированных лицах.
2. Налоговая ответственность за применение «нерыночных» цен взаимозависимыми лицами.
3. Гражданско-правовая ответственность за несоблюдение требований к сделкам, совершенным аффилированными лицами.
Административная ответственность за нарушение порядка представления информации об аффилированных лицах. За непредставление, несвоевременное представление или представление неполной или недостоверной информации об аффилированных лицах акционерное общество несет ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.19 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг (далее — ФКЦБ).
В ст. 15.19 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 2 ст. 15.19 КоАП нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
К административной ответственности лицо может быть привлечено и за нарушение сроков представления списка аффилированных лиц.
Для примера приведем дело, которое рассматривалось в Арбитражном суде Сибирского федерального округа.
ФКЦБ Сибирского федерального округа привлекла ОАО к административной ответственности за нарушение сроков представления списка аффилированных лиц и наложила штраф в размере 30000 руб. ОАО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным данного постановления. Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе ОАО просит отменить состоявшееся решение суда и указывает, что список аффилированных лиц был представлен регистрирующему органу позже установленного срока по уважительным причинам, что не является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Суд кассационной инстанции, проверив материалы дела, не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции. Таким образом, вывод Арбитражного суда об обоснованном привлечении ОАО к административной ответственности по п. 2 ст. 15.19 КоАП правомерен.
Налоговая ответственность за применение «нерыночных» цен взаимозависимыми лицами. Налоговая ответственность возникает в случае, если будет установлено, что примененная взаимозависимыми сторонами цена сделки отклоняется от рыночных цен более чем на 20%, налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога, рассчитанного исходя из применения рыночных цен, а также об уплате налоговых санкций, установленных ст. 122 НК РФ.
Приведем пример из судебной практики. ОАО обратилось в кассационный суд с просьбой об отмене судебных решений, вынесенных судами первой и апелляционной инстанции о доначислении сумм налогов и об уплате налоговых санкций. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, установил, что ОАО осуществляло реализацию нефти покупателям ООО — 1 и ООО — 2 по ценам, заведомо ниже рыночных. Взаимозависимость указанных организаций установлена судом путем анализа их учредительных документов. С учетом изложенного вывод суда о взаимозависимости заявителя и покупателей нефти соответствует фактическим обстоятельствам дела, и, следовательно, налоговый орган имел право в соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ проверить правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами. При изложенных обстоятельствах оснований для отмены постановления, не имеется (Постановление ФАС Московского округа от 26 октября 2005 года N КА-А40/10292-05).
Гражданско-правовая ответственность за несоблюдение требований к сделкам, совершенным аффилированными лицами. Согласно статье 84 Закона N 208-ФЗ, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований к сделке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может быть признана недействительной по иску общества или акционера. Заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу. В случае, если ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.
Ответственность, предусмотренная данной статьей, состоит в возмещении убытков, причиненных заинтересованным лицом обществу. Убытки, очевидно, должны быть вызваны тем, что заинтересованная сделка, совершенная без одобрения, признается недействительной, что связано с определенными финансовыми потерями для общества. Ответственность заинтересованных лиц может быть обусловлена неинформированием ими общества о своей заинтересованности согласно статье 82 Закона N 208-ФЗ. Иск может быть предъявлен самим обществом либо его акционером.
Иски акционеров о признании недействительными сделок, заключенных акционерными обществами, могут быть удовлетворены в случае представления доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов акционера (пункт 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 года N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Так, акционер ЗАО обратился в арбитражный суд города Москвы с иском к ЗАО и ООО о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между этими организациями. Исковые требования предъявлены на основании статей 12, 166, 168 ГК РФ и статей 77, 81 — 84 Закона N 208-ФЗ. Своим решением Арбитражный суд города Москвы в иске отказал, мотивируя это тем, что истцом не представлены доказательства причинения ему убытков и нарушения его прав и законных интересов в результате совершения оспариваемой сделки.
Как мы видим, за нарушение антимонопольного и налогового законодательства взаимозависимыми и аффилированными лицами, предусмотрены санкции в большом размере, и суды встают на сторону органов государственной власти.
Заключение
На сегодняшний день в налоговом и антимонопольном законодательстве предусмотрен отдельный институт, посвященный зависимости одних лиц от других, который закрепляет порядок и способы определения зависимости лиц, контроль осуществляемый за деятельностью данных лиц, а также ответственность за нарушение норм налогового и антимонопольного законодательства РФ.
Детально проанализировав антимонопольное законодательство мы обнаружили что для определения перечня лиц, способных оказывать влияние на субъекты хозяйственной деятельности, и оценить степень их влияния на условия ведения предпринимательской деятельности был закреплен институт «Аффилированные лица», позволяющий антимонопольным органам предупредить установление контроля одного лица или группы лиц над деятельностью другого лица, результатом которого может быть потеря самостоятельности при принятии решений, связанных с предпринимательской деятельностью этого юридического лица, что может нарушить конкуренцию на рынке.
Введение института взаимозависимости лиц в налоговое законодательство было обусловлено тем, что существовала необходимость определения формы, способов и последствий зависимости налогоплательщиков для обеспечения баланса публичных и частных интересов и установить механизмы, препятствующие уклонению от налогообложения с использованием статуса зависимости. Так, согласно НК РФ лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
Что же касается сделок заключаемых между зависимыми лицами, то мы можно утверждать, что налоговые и антимонопольные органы подозрительно относятся к сделкам, заключенным между такими лицами. На сделки, осуществляемые взаимозависимыми и аффилированными лицами, распространяются дополнительные требования и к ним применяются особые правила. Кроме того, взаимозависимость сторон сделки влияет на порядок исчисления налогов и влечет применение особых методов налогового контроля, что не может не оказать влияние на деятельность данного лица.
В случае же нарушения налогового и антимонопольного законодательства зависимые общества могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение порядка представления информации об аффилированных лицах, налоговой ответственности за применение «нерыночных» цен взаимозависимыми лицами и гражданско-правовой ответственности за несоблюдение требований к сделкам, совершенным аффилированными лицами.
Институты взаимозависимости и аффилированности лиц широко закреплено в законодательстве РФ. Однако, в правоприменительной практике возникает множество проблем по данной тематике. Данный факт дает плод размышления для правоведов, по совершенствованию данных институтов, что приведет к более объективному разбирательству в суде дел, связанных с данной темой.
Список литературы
Борзунова О.А. Взаимозависимость и налоги: новый аспект под влиянием судебной практики // Вестник арбитражной практики. — 2011. — N 4. — С. 51 — 57.
Взаимозависимые и аффилированные лица / под ред. Ю.Л. Фадеева // СПС КонсультантПлюс. — 2007.
Гурин Н.В. Проблемы соотношения категорий «группа лиц» и «аффилированные лица» в законодательстве РФ // Конкурентное право. — 2011. — N 1. — С. 33 — 39.
Додонов В.Н. Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М, 2010.
Копина А.А. «Зависимость» как фактор, способствующий злоупотреблению правом в налоговых правоотношениях // Налоги. — 2009. — N 6. — С. 19 — 22.
Крохина Ю.А. Налоговое право Учебник / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Редькин И.В. Аффилированные лица по законодательству РФ: правовое регулирование, теория и практика // Юридический мир. — 2008. — № 11-12. — С. 33-38.
Суругин Д.Н. Правовое регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием: Дис. … к.ю.н. М., 2009.