Для административных методов мотивации типично прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы имеют целью воздействие на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, стремление человека трудиться в конкретной организации, чувство долга, культура трудовой деятельности и т.д. Как правило, административные методы используются в случаях, когда работники осуществляют трудовую деятельность без желания, а руководитель считает приемлемым технологию «кнута и пряника».
Группа административных методов включает несколько подгрупп (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 — Группа административных методов
Группа организационно – стабилизирующих методов включает правовые нормы и акты, одобренные государственными органами для обязательного исполнения.
Группа дисциплинарных методов подразумевает введение и реализацию различных форм ответственности персонала, использование отрицательных стимулов (страх увольнения, штрафа и т.д.).
Группа методов организационного и распорядительного воздействия включает действующие внутри организации:
Регламенты;
Инструкции;
нормы труда;
организационные схемы.
Указанные документы регламентируют состав, оглавление и взаимосвязи всех подсистем организации. Распорядительные методы (указы, постановления) применяются в процессе оперативного руководства.
Следующая группа методов — экономические методы мотивации, посредством которых реализуется материальное стимулирование коллектива и отдельных работников.
Условно экономические методы можно разделить на две большие группы:
1) Система штрафов, которая предполагает введение санкций за некачественное и недобросовестное выполнение работы, что в свою очередь мотивирует работника на улучшение своей трудовой деятельности.
2) Система поощрения, представляющая противоположный метод. В данном случае сотруднику выплачиваются дополнительные премии или бонусы за качественную работу, соответственно, каждый сотрудник будет стремиться выполнить работу лучше, чтобы получить премию. Среди них также выделяют: – методы, используемые непосредственно самой организацией (экономические показатели деятельности организации, система материального поощрения сотрудников, система ответственности за эффективность и качество работы, роль в прибыли и капитале).
Социально-психологические методы мотивации представлены социальными отношениями, а также моральным и психологическим воздействием на персонал [7]. С их помощью активируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации сотрудников через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальная политика в организации.
Социально – психологические методы управления базируются на использовании нравственных стимулов к труду и предложении воздействия на личность с помощью эмоциональных методик в целях перевоплощения административного поручения в осознанный долг, внутреннюю потребность человека [5].
К таким методам можно отнести: создание обществ, собственный пример, роль сотрудников в управлении организацией, удовлетворение духовных и культурных потребностей, использование социальных общепризнанных норм поведения и социальное побуждение развития коллектива, социальная профилактика и социальная охрана работников [11].
Таким образом, мотивация персонала является важнейшим условием эффективности ведения дел в организации и высокой производительности труда. Руководство должно грамотно подходить к построению системы мотивирования, учитывая все факторы успешной мотивации.