Задачи каждого производственного подразделения могут быть различными, но основная управленческая цель остается одной и той же для каждого из них: безусловное выполнение заданной производственной программы выпуска продукции и достижение при этом минимальных затрат материалов, труда, времени и денежных средств.
2. Задачи производственного планирования
Оперативно-производственное планирование является завершающим этапом планирования. Его особенностью является то, что разработка плановых заданий сочетается с организацией их выполнения.
Планирование основывается на ряде принципов:
1. Принцип единства предполагает, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. Система означает существование совокупных признаков, взаимосвязь между ними, а также наличие единого направления развития элементов системы, ориентированного на общие цели.
2. Принцип участия означает, что каждый член предприятия становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции.
3. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленных циклов.
4. Принцип гибкости позволяет менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы.
5. Принцип точности заключается в определенной степени точности планов предприятия, в какой мере позволяют внешние и внутренние условия.
После составления и утверждения производственной программы, необходимо рассмотреть общую систему показателей, характеризующих производственную программу, составлением и изучением производственной программы занимались многие ученые, такие как Борисова М.А., Афанасьева А.В. и др. показатели системы показателей производственной программы делятся на две крупные группы:
— Количественные показатели, отражающие объемы произведенной продукции и изменения ее объемов.
— Качественные показатели, характеризующие производственно-технические (материалоемкость, долговечность, производительность, трудоемкость) и эксплуатационные качества (надежность).
Абсолютные показатели отражают объём произведенной продукции и при составлении производственной программы применяют показатели из натуральных, трудовых и стоимостных подгрупп.
Главной задачей оперативно-производственного планирования является организация слаженной работы всех подразделений предприятия для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при полном использовании производственных ресурсов.
Актуальность проблемы разработки стратегического плана заключается в сложности освоения его методики в сочетании с реализацией международных стандартов (ИСО), проведением комплексного анализа хозяйственной деятельности, большого объема экономических и финансовых расчетов. В основе стратегического плана предприятия лежит стратегия — это детальный и комплексный план, предназначенный для осуществления миссии и его целей.
Натуральные показатели лучше всего отражают объём произведенной продукции, имеет свое выражение в физических единицах измерения (штуки, килограммы, квадратные метры и т.д.). Натуральные показатели являются основой для технико-экономических расчетов и служат базовыми величинами для установления уровня потребности организации в рабочей силе, товарно-материальных ценностях, основных фондах и т.д.
В процессе оперативно-производственного планирования разрабатываются календарно-плановые нормативы, план выпуска продукции предприятия по месяцам года; оперативно-календарные планы выпуска и графики производства узлов и деталей цехами, участками по месяцам, неделям, суткам, сменам (иногда часам). Выполняются объемные расчеты загрузки оборудования и площадей; организуется сменно-суточное планирование, оперативный учет хода производства, контроль и регулирование его (диспетчирование).
Календарное планирование – это детализация годового плана производства продукции предприятия по срокам запуска-выпуска каждого вида продукции и своевременное доведение этих показателей до каждого основного цеха, а внутри его – до каждого участка и рабочего места. Оно включает также оперативный учет выполнения производственных заданий.
Оперативное регулирование хода производства осуществляется диспетчированием путем систематического учета и контроля за выполнением сменно-суточных заданий и применением профилактических мероприятий, устраняющих причины, нарушающие ритм производства и срывы выполнения планов.
Стратегическое планирование включает набор действий и решений, предпринятых руководством предприятия, которые ведут к разработке стратегий для достижения целей. В процессе стратегического планирования выделяют следующие виды управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, осознание организационных стратегий.
Для получения сопоставимых показателей производственной программы и осуществления общего учета и планирования, применяются стоимостные показатели производственной программы, носящие обобщающий характер и принятые за универсальный показатель, при увязке всех разделов плана предприятия.
К стоимостным показателям относятся:
— Реализованная продукция – это объем продукции, отгруженной предприятием за определённый период времени и оплаченной покупателем в этом временном периоде.
— Товарная продукция – это весь объём продукции, предназначенный для продажи.
— Валовая продукция – это всея продукция, произведённая предприятием вне зависимости от степени её готовности, поэтому включает в себя изменение остатков незавершенного производства, стоимость сырья и материалов заказчика.
— Чистая продукция – это вновь созданная, в той или иной сфере материального производства, продукция.
— Валовый оборот – это суммарная стоимость всего объёма продукции, созданного предприятием за отчетный период времени.
— Внутрипроизводственный оборот – это объём продукции, необходимый для внутренних нужд предприятия и обращающийся между его подразделениями.
Методика стратегического планирования включает: миссию, цели, оценку и анализ внешней среды, обследование сильных и слабых сторон предприятия, анализ стратегических вариантов, выбор стратегии, её реализацию и оценку существования, которая должна доводиться до её сотрудников. Миссия детализирует статус предприятия, обеспечивает направление и ориентиры для определения целей.
Т.к. в производственной программе указывается номенклатура и ассортимент выпускаемой за определённый промежуток времени продукции, то составление, планирование и утверждение производственной программы является одним из главных моментов, во время проектирования промышленного предприятия. Производственная программа определяет содержание процесса проектирования, являясь одним из основных факторов с точки зрения принятия решений, сроков и затрат. При этом размер, функции и структура производственных мощностей по большей мере зависит от планируемой к реализации производственной программе.