Контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в отношении несовершеннолетних граждан осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,в отношении совершеннолетних граждан, признанных недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа, – Департамент социальной защиты населения Томской области.
В соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства вступают во взаимодействие с другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными публично-правовыми структурами, что может быть решено на уровне отраслей публичного права. Однако по вопросам выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, в деле подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, они могут прибегать также к помощи организаций, не относящихся к субъектам публичного права, например, к образовательным, медицинским организациям, к организациям, оказывающим социальные услуги, к иным организациям, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [15].
Более того, п. 4 ст. 6 указанного закона предоставляет этим органам возможность передавать свои полномочия указанным организациям. Но такие организации могут взаимодействовать с органами опеки и попечительства уже как равные субъекты, на основе договорных или подобных отношений.
Вопрос о гражданской правосубъектности органов опеки и попечительства, как и государственных органов в целом, представляет большую сложность, и, тем не менее, уже на протяжении ряда лет вызывает самый живой научный интерес.
Проблема состоит в том, что с одной стороны, в законодательстве, правоприменительной практике и цивилистической доктрине общепризнано, что гражданской правосубъектностью в РФ обладают физические лица, юридические лица и публично-правовые образования: государство и муниципальные образования. Ни за какими другими структурами гражданской правосубъектности не признается, что, в частности, следует из смысла глав IV и V ГК РФ. В ст. 124 ГК РФ предусмотрено, что публичные образования участвуют в гражданских правоотношениях через свои органы.
С другой стороны, органы государства, каковыми являются и органы опеки и попечительства, не могут иметь собственного интереса, поскольку действуют в интересах и от имени публичных образований [16].
Однако, несомненно, и то, что они как таковые должны каким-то образом идентифицировать себя в гражданских правоотношениях. Эта противоречивая ситуация порождает дискуссию в доктрине и попытки в законодательстве и правоприменительной практике придать этим органам статус юридического лица, а, следовательно, наделить их гражданской правосубъектностью51. Тем не менее, сам по себе факт отсутствия у органа публично-правового образования статуса юридического лица еще не решает проблему его участия в гражданско-правовых отношениях. В связи с этим заслуживает внимания вопрос об особой, исключительной правоспособности таких органов, который по существу только начал разрабатываться в цивилистической науке. Представляется, что данные органы обладают правоспособностью иного рода, отличной от общей правоспособности, которая позволяет восполнять отсутствие признаков юридического лица и выполнять государственные функции в гражданском обороте.
Опека и попечительство как вид социальной защиты
- 2020-05-29
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.