Несмотря на позицию законодателя и на позицию Верховного Суда РФ, трактующего предмет коррупционного деяния, среди исследователей есть и те, которые настаивают на возможность признания в качестве предмета такового нематериальных благ. Приверженцы такой позиции считают, что все услуги, действия, которые выгодны коррупционеру и могут его побудить, мотивировать на совершение определенного действия ввиду занимаемого служебного положения, следует расценивать как предмет коррупционного деяния. В качестве примера таких услуг и действий, Е.К. Голубева приводит действия, связанные с оформлением ходатайства о продвижении по службе, составление положительной характеристики, положительной рецензии на научную статью коррупционера, включение его в число соавторов определенной научной работы либо изобретения и т.п. Эти и другие подобные услуги и действия, совершаемые в пользу государственного служащего, хоть и не всегда возможно конкретно оценить в деньгах, но имеют для субъекта определенную пользу и существенное значение. Так, своевременное ходатайство о продвижении по службе от авторитетного лица позволит коррупционеру в дальнейшем занять более высокую должность, что увеличит не только размер оплаты труда (должностного оклада), но и расширит служебные полномочия. Логичным продолжением всего этого коррупционером видится возможность получения в дальнейшем более крупных взяток. Таким образом, общественная опасность предоставления услуг, не имеющих изначально денежной оценки, по мнению Е.К. Голубевой, велика, что приводит его к убеждению о целесообразности законодательного расширения легального определения коррупции и включения в него указания на получение выгоды в виде оказания услуг нематериального характера.
Обратим внимание на то, что возможность признания нематериальных благ предметом взяточничества, подтверждается международными актами. Например, в Конвенции ООН против коррупции, а также в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию определено, что подкупом должностного лица является среди прочего предоставление ему неправомерного преимущества перед другими лицами. Другими словами, взятка, например, может быть выражена в предоставлении не только преимуществ материального характера, но и преимуществ, которые изначально невозможно оценить в деньгах. Любое благо, получаемое незаконно должностным лицом, несёт в себе общественную опасность и должно быть наказуемого, в том числе и правовыми средствами.
В случаях получения нематериального блага, должностное лицо хоть и не получает в данный момент конкретной материальной выгоды (например, в случае внеочередного получения жилья, получения продвижения по службе), но впоследствии полученное благо отразиться положительно на субъекте в материальном аспекте.
В результате изложенного представляется возможным сформулировать понятие коррупции следующим образом: коррупция – негативное социальное явление, выражающееся в противоправном использовании должностным лицом своих полномочий с целью прямого или косвенного извлечения материальных либо нематериальных выгод для себя, своих близких и родственников либо для третьих лиц.
Опасность коррупционных деяний для национальной безопасности государства и комплексные механизмы противодействия
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.