МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Земельное право
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Ограничение прав на землю»
Чебоксары 2013
Содержание
Введение
1. Права на землю
1.1 Права пользования природными объектами
1.2 Понятие вещных и иных прав на землю
2. Ограничение прав на землю
2.1 Основания и виды ограничений прав на землю
2.2 Описание видов ограничений прав на землю
Заключение
Список использованной литературы
Введение
За основу земельного права, на мой взгляд, берут значение земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте. Этот природный объект охраняется как важнейшая составная часть природы, используемая в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, а так же как основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как недвижимое имущество как объект права собственности и иные права на землю.
Конституция Российской Федерации придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса.
Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, Земельный кодекс РФ формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований. Чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, чтобы проводились целенаправленные мероприятия по охране земель как природного объекта.
Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Имеется в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен, прежде всего, предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Земельного кодекса.
Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охраной земель, логично. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то последний принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся большими.
Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании. А органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Земельный кодекс предоставляет право гражданам и общественным организациям (объединениям) принимать участие в подготовке решений экологического содержания. При этом органы государственной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить такое участие.
1. Права на землю
В теории права различают такие понятия, как «собственность» и «право собственности». Под собственностью в экономическом смысле понимают ту или иную форму присвоения объектов природы, орудий и средств производства, предметов потребления. Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц. Это право собственности в субъективном смысле.
Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и составляющих самостоятельный институт той или иной отрасли права, в моем случае — Российского земельного права.
Среди прав на землю выделяется основные группы: права определяющие принадлежность природных объектов, право собственности, право пользования — например аренда.
Возможность иметь в частной собственности землю предусмотрена Конституцией РФ 1993 года (ст. 9). Конституция закрепляет только два ограничения осуществления собственником своих прав — это не нанесение ущерба окружающей природной среде и защита охраняемых законом интересов других лиц. Это же правило содержит ст. 209 Гражданского кодекса РФ.
По земельному законодательству РФ граждане могут иметь в собственности земельные участки. Однако их использование ограничено целевым назначением, например для дачного участка, и другими условиями, закрепленными в договоре о передаче участка. При этом предоставление гражданам земли ведется в основном для организации личного подсобного садово-огородного или крестьянского, фермерского хозяйства. Вопросы землеотвода решают органы субъектов РФ или местного самоуправления.
1.1 Права пользования природными ресурсами
Лесной кодекс РФ предусматривает для граждан возможность иметь в собственности только древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке и появившуюся на нем в результате хозяйственной деятельности или естественным образом. Водным кодексом РФ устанавливается право частной собственности граждан на обособленные водные объекты. То есть на небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Горное законодательство и законодательство о животном мире не допускает права частной собственности на эти природные ресурсы. Среди прав пользования можно выделить право аренды, предусмотренное для земельных участков и участков лесного фонда. Для земельных участков предусмотрены также право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и сервитуты. Для участков лесного фонда и участков, не входящих в лесной фонд, предусмотрены также права безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования, а также сервитуты. Для объектов животного мира к правам пользования относятся: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, изучение, исследование и иное использование в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания. Извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
1.2 Понятие вещных и иных прав на землю
Право собственности является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение к вещам и отношения по поводу вещей. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Это три правомочия, которые существуют у каждого собственника.
Под правомочием владения понимается возможность фактически обладать данным имуществом. Такая возможность должна быть юридически обоснованной, т.е. необходимо наличие правового титула (основания) на владение. Фактическое обладание может заключаться в том, что собственник непосредственно имеет данную вещь в своем обладании (например, живет в доме, построенном на принадлежащем ему земельном участке) или числит это имущество на балансе.
Право пользования представляет собой возможность извлечения из имущества полезных свойств. Такое извлечение возможно, например, при эксплуатации имущества по его целевому назначению. По общему правилу, использовать имущество может лишь его фактический обладатель, т.е. владелец.
Распоряжение имуществом означает для собственника возможность определения юридической судьбы вещи. Например, собственник может отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, сдавать в аренду, передавать доверительное управление, отдавать имущество в залог и распоряжаться им иным образом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах. Гражданский кодекс регулирует эти вопросы специальной главой 17 «Право собственности и другие вещные права на землю».
Лица, имеющие в собственности земельный участок вправе распоряжаться им свободно, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. К числу земель, исключенных из оборота, могут быть отнесены, например, земли захоронений, земли лесного и водного фонда и другие, перечисленные в ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Кроме этих ограничений существуют также ограничения по целевому использованию отдельных категорий земель. В частности, использование по целевому назначению устанавливается для земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий.
Объектом права собственности являются не все земли вообще, а конкретный земельный участок. Это правило является общим правилом для гражданского законодательства. Право собственности может распространяться только на вещи, определенные родовыми или индивидуальными признаками.
Территориальные границы земельного участка устанавливаются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе, выдаваемых собственнику специально уполномоченными государственными органами. К числу таких документов относится, например, свидетельство о праве собственности на землю, выдаваемое в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если иное не предусмотрено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный, почвенный слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
Леса являются исключительной собственностью Российской Федерации, но могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации. Это не относится к городским лесам и лесам, расположенным на землях обороны. Иная растительность растения, древесно-кустарниковая растительность, зеленые насаждения, может находиться в собственности собственника земельного участка без ограничения.
Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц. В настоящее время действуют Закон РФ «О недрах», Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и Воздушный кодекс РФ. Недра являются исключительной собственностью Российской Федерации и ее субъектов, поэтому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых (торфа, глины, песка и т.п.) на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления. Также собственник имеет право для личного потребления осуществлять рытье колодцев до первого водоносного горизонта, который не используется для питьевого водоснабжения данного населенного пункта.
Использование воздушного пространства ограничивается для частных собственников в соответствие с Воздушным кодексом РФ. Забор воздуха для предпринимательских нужд осуществляется на основании лицензии, выдаваемой специально уполномоченным органом. Высотное строительство осуществляется в соответствии с градостроительными нормами и правилами, а также в соответствии с градостроительным планом развития данной территории. Таким образом, использование пространства над земельным участком тоже ограничено.
Помимо прав закон устанавливает для собственника обязанности. Основной обязанностью собственника является бремя содержания принадлежащего ему имущества. В состав этой обязанности входит, если иное не предусмотрено законом или договором, необходимость заботы о своем имуществе, поддержание его в должном состоянии (не захламление участка, использование его по целевому назначению, недопущение ухудшения качества земель и т.д.).
Собственник несет также риск случайной гибели или порчи своего имущества при отсутствии чьей-либо вины (наводнение, землетрясение и т.д.). Риск случайной гибели переходит к собственнику в соответствии с правилами гражданского законодательства о возникновении права собственности. Например, такой риск переходит на приобретателя земельного участка с момента государственной регистрации.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это означает, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации и муниципальных образований. Все формы собственности признаются равными и защищаются равным образом.
Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, законом определяется, какие виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. К такому имуществу относится, например, имущество, изъятое из гражданского оборота (ст.27 Земельного кодекса РФ).
Различны также способы приобретения и прекращения права собственности для различных субъектов. Например, государство может приобретать право собственности за счет конфискации какого-либо имущества или иного отчуждения (выкупа) для своих нужд. В то же время граждане отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им имуществом, а только его частью. Но даже с учетом данных различий речь идет прежде всего о разных субъектах права собственности — публичных и частных.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением тех видов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам.
2. Ограничение прав на землю
Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком. П.2 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает следующие ограничения прав на землю:
особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах, особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.
Условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги. Участка автомобильной дороги при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, Федеральными законами.
Данный перечень не является исчерпывающим. Некоторые из ограничений предусмотрены другими статьями Земельного кодекса, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.
Земельным кодексом предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми условиями использования земель. Например в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Так, на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничений прав на землю.
Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
2.1 Основания и виды ограничений прав на землю
Отмечу ряд общих особенностей, присущих ограничениям прав на землю и процедуре их государственной регистрации, независимо от конкретного вида ограничения:
а) ограничения прав на землю могут устанавливаться бессрочно или на определённый срок.
б) ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
в) одной из мер защиты интересов лица, чьи права на землю ограничены в установленном законом порядке, является то, что это лицо вправе обжаловать ограничение прав в судебном порядке.
г) государственная регистрация ограничения (обременения) вещного права возможна только при наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) записи о вещном праве на данный объект недвижимого имущества. Однако до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
д) при осуществлении регистрационных действий по государственной регистрации ограничений (обременения) прав на землю в записях ЕГРП об ограничениях (обременениях) права указываются, в частности, следующие сведения: содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, а также лица, права которых ограничиваются. Наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия.
е) если ограничение (обременение) права регистрируется не по заявлению правообладателя, то правообладатель (правообладатели) уведомляются о зарегистрированном ограничении (обременении) права в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
2.2 Описание видов ограничений прав на землю
а) По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом договор аренды (субаренды) земельного участка, заключённый на срок один год и более, подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация договора аренды земельного участка может осуществляться по заявлению одной из сторон договора аренды или уполномоченного на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. При этом к договору аренды должен прилагаться кадастровый паспорт земельного участка. За государственную регистрацию договора аренды взимается государственная пошлина в размере 500 рублей (при обращении физического лица), 7500 рублей (при обращении юридического лица), 100 рублей (при обращении федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления).
б) Залог (ипотека) недвижимого имущества, в том числе земельных участков, регулируется нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя).
Следует подчеркнуть, что не допускается ипотека земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и переданных в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.
в) Под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества. Так, собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления трава ограниченного пользования соседним участком (сервитута). При этом для собственника земельного участка, в отношении прав которого установлен сервитут, последний является обременением. право земля собственность ограничение
Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. Сервитут может быть частным или публичным. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Собственник земельного участка, обременённого частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путём выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков. Или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Сервитут может быть срочным или постоянным. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
Сервитут подлежит государственной регистрации и вступает в силу после её осуществления. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию сервитута составляет 500 рублей (при установлении сервитута в интересах физического лица), 2000 рублей (при установлении сервитута в интересах организации).
г) Одним из видов ограничений прав на землю являются ограничения, установленные актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
д) Арест земельного участка (запрещение совершения определённых действий с земельным участком) является ограничением права, государственная регистрация которого осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 28 Закона о регистрации. Государственная регистрация ареста (запрещения совершения определённых действий с земельным участком) проводится без заявления, без уплаты государственной пошлины на основании копии решения (определения, постановления) о наложении ареста на земельный участок (о запрещении совершать определённые действия с земельным участком), вынесенного судом или судебным приставом-исполнителем.
Заключение
В контрольной работе я попытался раскрыть основания прекращения и ограничения прав на землю по земельному законодательству России. Прекращение и ограничение прав на земельный участок является одним из наиболее значимых земельно-правовых институтов для защиты прав собственников и иных титульных владельцев земельных участков. Поэтому законодательством установлен четкий перечень оснований прекращения прав на землю, не допускающий двусмысленного толкования.
В заключении, хотелось бы еще раз напомнить о том, что согласно Конституции РФ, права (включая имущественные) и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Общие требования Гражданского Кодекса, которые распространяются и на земельные отношения в части регулирования права собственности и иных прав на землю, также следуют требованиям Конституции.
Список использованной литературы
1. Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. 12 апреля 1978 года.
2. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года.
3. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года №33-ФЗ. Правовая система «ГАРАНТ».
4. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года №33-ФЗ. Правовая система «ГАРАНТ».
5. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1 (в редакции от 3 марта 1995 года, с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г.; 2 января 2000 г.; 14 мая,8 августа 2001 г.) Правовая система «ГАРАНТ».
6. Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ. Правовая система «ГАРАНТ».
7. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ. Правовая система «ГАРАНТ».
8. Воздушный кодекс Российской Федерации в редакции от 8 июля 1999 г. №150-ФЗ. Правовая система «ГАРАНТ».
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) с изменениями от 20 февраля,12 августа 1996 г.; 24 октября 1997 г.; 8 июля, 17 декабря 1999 г.; 16 апреля, 15 мая 2001 г. Правовая система «ГАРАНТ».
10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ. Правовая система «ГАРАНТ».
11. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. №22-ФЗ. Правовая система «ГАРАНТ».
12. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой и второй. А.Б. Борисов, «Книжный мир», М., 2001.
13. Хрестоматия по истории Государства и Права. Ю.П. Титов, «Проспект», М., 1998.
14. Конституционное право зарубежных стран. В.Е. Чиркин, «Юристъ», М., 1997.
15. Земельное право. Вопросы и ответы. Н.Н. Веденин, «Новый юрист», М., 1999.