Младший школьный возраст приходится на начало обучения в школы. Его границы с 6-7 лет до 9-10 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни, ребенок приобретает новый статус, меняются его интересы и ценности. Ведущая деятельность – учебная. Позитивные приобретения этого возраста являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка.
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления одиночества у младших школьников
2.1. Программа и методы эмпирического исследования одиночества у младших школьников
Объект: младшие школьники
Предмет: одиночество младшего школьника
Цель: изучение особенностей одиночества в младшем школьном возрасте.
Задачи:
Подобрать методики диагностики одиночества и типа детско – родительских отношений;
Выявить взаимосвязь между уровнем одиночества и типом родительского отношения;
Составить программу по профилактике одиночества у младших школьников;
Исследовать результат влияния программы по профилактике одиночества у младших школьников.
Гипотезы исследования:
Вероятно, что родители младших школьников с высоким уровнем одиночества склонны отвергать своих детей;
Вероятно, программа «Тропинка к своему Я» будет эффективна в снижении уровня одиночества младших школьников.
Методы исследования:
Метод сбора данных;
— Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (Приложение 1). Направлена на изучение уровня одиночества человека;
— Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (Приложение 2). Направлен на изучение родительского отношения, которое выражается в пяти шкалах: принятие – отвержение, социальная желательность, симбиоз, авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
Метод качественной и количественной обработки данных, корреляционный анализ, Т-критерий Стьюдента для независимых выборок в программе SPSS.
Методики исследования
№ Критерий гипотезы Методика исследования Источник методики исследования