При этом метафора понимается не только как результат, но и как средство концептуализации нового опыта, так как она использует прежде добытые знания. В процессе метафоризации происходит «интеракция двух структур знаний — когнитивной структуры «источника» и когнитивной структуры «цели»». «Область источника» — это более конкретное знание, получаемое человеком в процессе непосредственного опыта взаимодействия с действительностью, а «область цели» — менее ясное, менее конкретное, менее определенное знание; это, скорее, «знание по определению» [9, c. 75].
Взаимодействие вышеназванных двух структур знания возможно не иначе, как при участии третьего элемента процесса метафоризации — образа, за счет которого становится возможным осуществление так называемой метафорической проекции. Образ обеспечивает устойчивое соответствие (инвариантность) между областью-источником и областью-целью. Сам образ выступает некоторым основанием структуры метафоры, то есть тем содержанием, которое инвариантно присутствует в обеих интерактивных областях. Образ формируется в процессе метафорической концептуализации определенного фрагмента действительности, уже подвергшегося первичной концептуализации [32, p. 5].
Как указывает Н. Д. Арутюнова, образование новых знаков посредством использования старых происходит на основе выделения и сравнения (отождествления и различения) объектов и событий реального мира. В процессе концептуализации и категоризации действительности человеческое мышление способно усматривать аналогию или контраст между сущностями, обладающими одинаковой или разной природой, что позволяет переносить знания, полученные в процессе взаимодействия с конкретными предметами и явлениями, на предметы и явления, выходящие за рамки непосредственного опыта [5, c. 5]. Здесь мы разделяем мнение Н. Д. Арутюновой, которая определяет основной путь метафорического переноса как движение от конкретного к абстрактному, от материального — к духовному. Именно метафора помогает воспроизвести образ, не данный в опыте [Там же].
Таким образом, метафоризация представляет собой особый мыслительный процесс, в основе которого лежит мыслительная операция создания образа на основе сравнения двух объектов реальной действительности. В результате метафоризации образуется новый концепт на основе концепта, уже существующего в сознании носителя языка.
В рамках нашего исследования необходимо определить, какую роль играет метафора в газетном тексте на примере тексов политической тематики.
Роль метафоры в газетном тексте значительна и неоспорима. Она обладает способностью влиять на процесс принятия решений, а ее присутствие в официальном, подчас непонятном и сухом тексте «позволяет ярко увидеть, образно представить себе определенное явление жизни, кидает свет на самую сущность данного явления, позволяет лучше понять, оценить, определить его» [34, p. 103].
Прежде всего, метафора обладает номинативной функцией, где метафора используется для создания наименования реалии и вместе с тем, для осознания существенных свойств этой реалии. Далее следует коммуникативная функция, посредством которой представляется новая информация в краткой и доступной для адресата форме, и наконец, прагматическая, где происходит воздействие на адресата.
И. М. Кобозева, развивая идеи А. Н. Баранова, считает, что в газетном текстах, основными функциями метафоры являются эвристическая и аргументативная. Одновременно отмечается, что в газетном тексте метафора выполняет «интерактивную функцию сглаживания наиболее опасных политических высказываний, затрагивающих спорные политические проблемы, минимизируя ответственность говорящего за возможную буквальную интерпретацию его слов адресатом» [16, с. 135].
Таким образом, роль метафоры в газетном тексте, в особенности текстах политической тематики, очень важна. Метафора помогает автору не только иносказательно называть реалии окружающей действительности, но и высказать свою точку зрения, при этом привлекая внимание читателя не только к той или иной политической проблеме, но и к прочтению своей статьи.
Оценочный потенциал метафоры в современных английских газетах
- Пётр Прохоров
- Английский язык
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Пётр Прохоров
Учился в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на гуманитарном факультете. Сейчас работаю в университете, преподаю иностранные языки и языкознание. В свободное от работы время занимаюсь репетиторством, преподаю английский школьникам, а также делаю переводы в компании «Диплом777». Люблю свою работу за возможность делиться знаниями и обучать студентов и школьников иностранным языкам, ведь в современной жизни это очень важно.