Итак, различные группировки затрат дают возможность видеть руководству предприятия во что обходится производство всей продукции (группировка по элементам затрат); реализация отдельных видов изделий (классификация по статьям расходов); какой вклад на покрытие постоянных затрат вносят отдельные продукты и каким образом может быть достигнут положительный эффект масштаба (деление затрат на постоянные и переменные); эффективность работы отдельных подразделений предприятия (с помощью «центров затрат») и др. Руководители, в свою очередь, должны проанализировать данные и принять решение в каких направлениях нужно вести борьбу за снижение затрат на предприятии.
1.2 Основные приемы анализа себестоимости
Анализ себестоимости продукции занимает важно место в системе управления затратами и тесно связано с планированием, нормированием, учетом затрат и калькулированием себестоимости.
Главная цель анализа – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и обеспечение прибыли. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
В задачи анализа затрат на производство и реализацию продукции входит:
— оценка динамики и выполнения плана по важнейшим показателям себестоимости;
— определение факторов, повлиявших на динамику показателей и выполнение плана по ним, а также сумм и причин отклонения фактических затрат от плановых;
— оперативное воздействие на формирование показателей себестоимости;
— выявление и мобилизация резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости может проводиться с использованием различных методов и подходов, разработанных как отечественными, так и зарубежными экономистами. На первом этапе обычно изучается динамика себестоимости, определяются абсолютные и относительные отклонения от показателей прошлых лет и (плана).
На втором этапе проводится изучение структуры затрат, для этого рассчитывается их удельный вес, проводится оценка изменений в структуре затрат на производство, определяется изменение удельного веса по отдельным статьям затрат от аналогичных данных по прошлым годам и плану, изучается влияние данных отклонений по итоговому показатель. Одновременно необходимо выделить статьи затрат, которые имеют наибольший удельный вес в затратах на производство, и статьи затрат с наибольшими изменениями. Анализ должен быть произведен по данным статьям отдельно.
На третьем этапе проводится расчет затрат на 1 рубль товарной продукции по формуле