Ограниченные экономические возможности государства не позволяют построить многогранный, полноценный, четкий механизм обеспечения экономической безопасности на региональном уровне, который используется во множестве развитых стран, но даже в таких условиях используются не все возможные инструменты управления экономической безопасностью региона.
Для решения такой ситуации стране и ее регионам необходима модернизация системы управления экономической безопасностью, разработка комплекса эффективных управленческих решений.
Система управления экономической безопасностью региона представлена на рис. 3.
Рис. 3. Система управления экономической безопасностью региона
Рассмотрим подробнее составляющие системы управления экономической безопасностью региона.
Субъект управления передаёт управляющее воздействие на объект управления, который через обратный канал передаёт ответную реакцию или своё текущее состояние.
В качестве субъекта управления экономической на федеральном уровне отведена Правительству Российской Федерации, которое выполняет функции координации работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти регионов с целью реализации совокупности мероприятий по предотвращению и преодолению угроз экономической безопасности, а также подготовке и изданию законодательных и других нормативно-правовых актов.
Управляющее воздействие со стороны субъекта соответственно функциям управления включает в себя: планирование, прогнозирование, программирование показателей экономической безопасности; мотивацию; организацию; координацию деятельности всех участников процесса обеспечения экономической безопасности; а также контроль.
Объектом в системе управления будет состояние экономической сферы региона, при управленческом воздействии должен увеличиться уровень экономической безопасности, а также ее угроз.
В настоящее время государство косвенно регулирует деятельность регионов, путем принятия нормативно-правовых актов, создавая условия для бизнеса и т.п. Следует отметить, что новые институты управления в стадии становления, а старые уже не могут выполнять механизм обеспечения экономической безопасности, но продолжают существовать.
Для формирования и внедрения механизма управления экономической безопасностью необходимо:
– сформулировать и поставить цель управления;
– определить задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели;
– определить функции управления экономической безопасностью, способствующих достижению целей;
– избежать противоречий существующим стратегиям экономического развития федерального и регионального уровней;
– проанализировать и оценить имеющийся потенциал обеспечения социально-экономической безопасности и достаточно эффективно использовать его для достижения оставленной цели.
Процесс формирования механизма управления экономической безопасностью на региональном уровне можно представить следующим образом (рис. 3).
Затем необходимо определить и выделить методы управления экономической безопасностью региона (аналитические, экономические, опытно-экспериментальные, административные, прогнозирования, психологические и др.), инструменты, способы, формы, которые в целом и представляют механизм управления.
Основными критериями эффективности системы управления экономической безопасностью региона является надежность, эффективность, высокое качество разрабатываемых и принимаемых управленческих решений, снижение издержек и т.д.
Основными требования к системе управления экономической безопасностью можно представить следующим образом:
– отсутствие противоречий стратегиям экономического развития страны и ее субъектов;
– гибкость и постоянное приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды региона;
– присутствие обратной связи от объекта к субъекту управления;
– формирование механизма управления, который способен полностью использовать потенциал региона;
– возможность и способность включения системы управления экономической безопасности региона в общую систему управления экономической сферой страны и т.д.
Следует отметить, что новые изменения в области функционирования, а также появление современных способов и эффективных методов управления позволяют системе управления совершенствоваться.
Высокий уровень системы управления экономической безопасностью региона:
– позволяет эффективно и полно использовать существующий потенциал экономического развития;
– способствует своевременной адаптации к изменениям внешней и внутренней среды;
– способствует предприятиям и организациям устойчиво функционировать и т.п..
Главными направлениями и приоритетами региональной политики в целях обеспечения экономической безопасности должны являться:
1. Разработка и применение мероприятий государственной поддержки конкурентоспособных производств, наукоемких и высокотехнологичных предприятий, которые способствуют повышению уровня экономической безопасности региона.
2. Разработка и внедрение системы управления экономической безопасностью региона.
3. Развитие инновационной деятельности и увеличение показателей инновационной активности.
4. Развитие инвестиционной деятельности и улучшение инвестиционного климата в регионе.
5. Совершенствование социальной политики, снижение социальной напряженности, имущественной дифференциации.
6. Улучшение показателей качества жизни населения территории.
7. Повышение полноты, эффективности и степени использования экономического потенциала.
8. Использование конкурентных
преимуществ региона.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов способствует укреплению экономического развития страны в целом. В соответствии с меняющимися условиями внешней среды с течением времени необходима доработка и совершенствование механизма управления экономической безопасностью региона. Механизм может измениться как в целом, так и отдельные его инструменты. В частности меняется законодательство, экономическая среда, социальная среда и т.д., что требует адаптации и изменений применяемого инструментария управления.
1.3. Анализ показателей экономической безопасности России