Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Обзор структуры федерального бюджета РФ: текущее состояние и прогнозы на будущее

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Концепция циклического балансирования исходит из того, что бюджет должен балансироваться не ежегодно, а исходя из фазы экономического цикла. Идею циклически сбалансированного бюджета выдвинул Дж. М. Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Теория циклически сбалансированного бюджета активно использовалась в западных странах до экономического кризиса 1976 года. В рамках данного подхода, предполагается, что в фазе кризиса в рамках стабилизационной и антициклической политики рекомендуется снижать налоговое давление на бизнес одновременно расширяя совокупный спрос через систему госзаказов. Данные меры в конечном итоге способствуют снижению доходов и росту расходов бюджета и образованию дефицита. Грамотная государственная политика, в идеале, приводит к оживлению деловой активности и выходу экономики страны из состояния рецессии. В тучные годы экономического подъема при профиците бюджета происходит погашение накопленных ранее долгов. Основной проблемой данной концепции является необходимость невероятно тонкого и точного регулирования экономики. Ведь длительность фаз экономического цикла различны. Период затяжной депрессии может смениться кратковременным периодом подъема, который не сможет компенсировать накопленный циклический дефицит.
Дж. М. Кейнс повергнул сомнению постулат о способности рынка к саморегулированию и был активным проводником бюджетно-налоговой политики, основными инструментами которой являются налоги и государственные расходы. Ключевым положением теории Кейнса является утверждение о том, что для устойчивого развития экономики необходимо государственное вмешательство. Важнейшим компонентом госрегулирования экономики при этом выступаю государственные расходы.
Очевидно, что в депрессивных, экономически более слабо развитых субъектах федерации государственные расходы являются катализатором экономического подъема региональной экономики. В первую очередь это касается капитальных инвестиций в развитие региональной инфраструктуры, в свою очередь реализация масштабных инфраструктурных проектов создают благоприятную среду для развития бизнеса и притока инвестиций. Финансирование этих инвестиций, в условиях ограниченности доходов бюджета субъекта федерации, может осуществляться за счет заимствований. Сам по себе факт заимствований говорит о дефицитном бюджете. В результате дефицитности бюджета растет государственный долг, который характеризуется рядом негативных моментов для региональной экономики. Так, наращивание государственного долга приводит к росту расходов на его обслуживание. В результате возрастает налоговое бремя на бизнес, рост налоговой нагрузки будет трансформироваться в снижение деловой и инвестиционной активности.
Поэтому осуществление конкретных инвестиционных проектов за счет заимствований должно проходить в условиях тщательного комплексного анализа их эффективности.
Центральной проблемой кейнсианского подхода состоит в том, что длительность фаз экономического цикла различна по времени и часто задача сбалансированности бюджета в ходе цикла конфликтует с целями стабилизационной антициклической политики.
Поэтому важно учитывать и некоторые положения монетаристской теории, согласно которой бюджетный дефицит лишен стимулирующего эффекта на развитие экономики. Монетаристы считают, негативные эффекты от финансирования дефицита бюджета превалируют над его преимуществами. Очевидно, что идеи монетаристской теории касательно нецелесообразности дефицитного финансирования должны приниматься во внимание при осуществлении бюджетной политики в субъектах федерации.
В целом же, в условиях турбулентности мировой экономики, сокращения длительности экономических циклов рекомендуется преследовать цель минимизации дефицита федерального бюджета на основе:
1) покрытия увеличения госрасходов в основном за счет роста госдоходов в результате развития производственных возможностей и роста налоговой базы национальной экономики;
2) широкого использования государственных капитальных инвестиций в развитие инфраструктуры в качестве драйвера роста национальной экономики;
3) всестороннего анализа эффективности расходов за счет заимствований;
4) минимизация расходов федерального бюджета на выполнение тех функций, которые могут эффективно реализовываться российским бизнесом.
Очевидно, что такой подход к обеспечению сбалансированности федерального бюджета РФ, в долгосрочной перспективе, способен стать ключевым элементом эффективной бюджетной политики страны.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: доходы бюджета – поступающие в бюджет финансовые средства, кроме средств, являющихся источниками финансирования бюджетного дефицита. Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета финансовые средства, кроме средств, являющихся источниками финансирования бюджетного дефицита. К налоговым расходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством; государственная пошлина; таможенные сборы и пошлины, а также иные таможенные платежи. К неналоговым доходам федерального бюджета относят: доходы, полученные от продажи имущества; доходы, полученные от использования имущества; части прибыли унитарных предприятий. Кроме этого в доходах федерального бюджета также следует учитывать: доходы, полученные от внешнеэкономической деятельности; прибыль Банка России; доходы, полученные от реализации государственных запасов и резервов.
Важным качеством федерального бюджета является степень его сбалансированность. Сбалансированность в идеальном варианте представляет собой бюджетное равенство доходов и расходов. На практике оно встречается очень редко. Превышение расходов бюджета над его доходами характеризует состояние дефицита бюджета. Хронический дефицит бюджета способен привести к критическому росту государственного долга и является значительной угрозой всему макроэкономическому равновесию.
2. Анализ современного состояния федерального бюджета РФ
2.1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета
Доходы федерального бюджета РФ делятся на две большие группы: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Динамика данных видов доходов представлена на рис. 2.1.

Picture of Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.