Ключевыми отличиями рынка дизельного топлива от рынка автомобильного бензина являются высокая профицитность его производства и структура потребления. В России дизельного топлива производится в два раза больше, чем необходимо для внутреннего потребления, что обеспечивает высокий уровень экспорта – в среднем 70%.
70% дизельного топлива экспортируется. В дальнейшем российские производители дизельного топлива могут столкнуться с проблемой перепроизводства — экспорт будет сокращаться в связи с вводимыми ограничениями в Европе на использование автомобилей с дизельными двигателями.
На рис.1 приведены данные по направлениям экспорта дизельного топлива по данным Аналитического центра при Правительстве РФ[19].
Рис.1. Экспорт нефти (слева) и нефтепродуктов (справа) из России по направлениям в 2017 и 2018 гг. (млн. т)
Экспорт нефтепродуктов в страны Европы в январе−октябре 2018 г.увеличился на 5% относительно января−октября 2017 г., тогда как в страны АТР он снизился на 5%, а в страны ближнего зарубежья — на 13%[19]. По странам данные отсутствуют в доступной статистике.
Отечественные НПЗ сокращают выработку дизельного топлива в связи с превышением разрешенных норм уровня оксида азота и все более укрепляющимся трендом на более экологичные электромобили и гибриды. Германия, Франция и другие европейские страны все более склоняются к сокращению или даже запрету эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями.
Это сигнал к оценке эффективности и направления будущих инвестиций, предусмотренных, в том числе параметрами налогового маневра, а именно норм направления денежных средств на модернизацию НПЗ, в частности для получения возвратного акциза.
Помимо соглашений с крупными нефтяными компаниями — собственниками НПЗ, Минэнерго РФ заключило новые соглашения с 9 независимыми НПЗ о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1725 «О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей», вступившим в силу с 1 января 2019г.): АО «Нефтехимсервис»;
ОАО «Новошахтинский НПЗ»;
ООО «Афипский НПЗ»;
АО «ТАНЕКО»;
ПАО «Орскнефтеоргсинтез»;
АО «Антипинский НПЗ»;
ООО «Марийский НПЗ»;
ООО «Ильский НПЗ»;
ООО «Славянск ЭКО» [10].
Поскольку возможности для поставок российского дизельного топлива на внешний рынок сократятся, перераспределение производственной корзины топлив (а именно наращивание производства бензинов) является важным направлением для удержания производственного потенциала нефтепереработки в России.
Факторы, влияющие на спрос на дизельное топливо:
— экологическая политика в России и мире, изменения экологических норм. При ужесточении норм выбросов углекислого газа возрастут требования к качеству топлива;
— количество транспортных средств, работающих на дизельном топливе и динамика их роста. Наметилась тенденция к росту автомобильного парка электромобилей, что влияет на снижение производства дизельного личного автотранспорта;
— налогообложение отрасли. Уровень налогообложения определяет выгодность производства;
— мощность НПЗ. Достаточность мощности НПЗ определяет уровень производства.