Для того чтобы осознать, какие разновидности диалога наиболее часто встречаются в реальном общении, следует вспомнить те социальные роли, какие нам в жизни приходится «играть» фактически каждый день. Все мы выступаем в роли детей либо родителей, покупателей либо продавцов, водителей или пассажиров, преподавателей либо учащихся, пациентов или медицинских работников. Можно отметить с уверенностью, что даже в роли родителей и детей мы чаще всего ведем типичные диалоги, чем свободные. [7; 48].
Традиционно к свободным диалогам причисляются беседы, интервью, дискуссии, т.е. формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные грани общения каждого из собеседников, а, следовательно, и общая логика развития разговора строго не фиксируются общественными речевыми ролями. Следует, все же, признать, что граница между стандартными и свободными диалогами в подлинном общении очень вариативна. Эти разновидности диалогов могут легко изменяться в ходе развития речевого общения в зависимости от модификаций речевой ситуации [13; 15].
C точки зрения метода преподавания иностранного языка различают диалоги этикетного характера, диалоги побуждения к действию, диалоги расспросы и диалоги обмен взглядами. Если рассматривать данные типы диалогов по систематизации С.В. Перкаса, то каждый из данных типов диалогов может быть, как «равноправным», так и «ролевым», все зависит от ситуации, в которой осуществляется диалог.
В каждом типе диалога происходит развитие определенных речевых умений.
Так, в рамках диалогов этикетного характера выделяют следующие речевые умения:
– начать, поддержать и закончить разговор;
– поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
– выразить благодарность;
– вежливо переспросить, выразить согласие/отказ.
В процессе ведения диалога – расспроса формируются следующие речевые умения:
– запрашивать и сообщать фактические сведения (Что? Кто? Как? Где? Когда? Куда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
– целеустремленно расспрашивать, «брать интервью».
В процессе ведения диалога-побуждения к действию можно отметить следующие речевые умения:
– обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее исполнить;
– предоставить совет и принять/не принять его;
– пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
– сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину.
Речевые умения в процессе ведения диалога-обмена мнениями:
– выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
– сказать одобрение/неодобрение;
– сформулировать сомнение;
– выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (огорчение/радость, желание/нежелание);
– выразить эмоциональную поддержку собеседника, в том числе при помощи комплиментов.
Назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения заключается в образовании условий для изучения учащимися умением общаться на осваиваемом иностранном языке. Речь идет о создании коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности осуществлять прямое иноязычное общение. Основу коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, одним из средств, развития которых является диалогическая речь.
Обучение диалогической формы общения на основе ролевых игр при обучении английскому языку (основная школа)
- 2020-05-17
- Пётр Прохоров
- Английский язык
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Пётр Прохоров
Учился в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на гуманитарном факультете. Сейчас работаю в университете, преподаю иностранные языки и языкознание. В свободное от работы время занимаюсь репетиторством, преподаю английский школьникам, а также делаю переводы в компании «Диплом777». Люблю свою работу за возможность делиться знаниями и обучать студентов и школьников иностранным языкам, ведь в современной жизни это очень важно.