Таким образом, выбор и корректировка собственной общественной позиции – это сложный творческий процесс, результаты которого для всех индивидуальны. В ходе отстаивания интересов различных слоев общества разные журналистские позиции сталкиваются, сближаются и уточняются. Это способствует развитию системы гуманистических подходов и ценностей, которыми руководствуются журналисты в своих оценках и суждениях.
1.3Понятия «гуманистические ценности», «нравственные ценности», «идеалы» и «идеология»
Понятие «ценности» является одним из ключевых терминов современной общественной мысли, оно находится в поле зрения философов, психологов, социологов, педагогов, представителей других наук. Ценности представляют собой объекты и явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе нравственные идеалы и выступающие в качестве эталонов должного.
Понятие «ценности» имеет множество трактовок. Э. Толмен полагает, что ценность как привлекательность целевого объекта вместе с потребностью определяет нужность цели. Исходя из этой точки зрения, чем больше определенная ценность связана с удовлетворением каких-либо важных потребностей для человека, тем большее значение она для него имеет, и наоборот. А.А. Ивин предлагает другой подход, который трактует ценность не как свойство предмета, заключающееся в удовлетворении различных потребностей, а как некое отношение между мыслью и действительностью. Ряд других исследователей рассматривает ценность как результат деятельности человека, который создает средства (орудия, инструменты) для достижения определенных целей. И средства, и цели в этом случае представляют ценности. Большинство ученых же сходятся во мнении, что ценностями являются обобщенные, устойчивые представления о чем-либо как о благе, т.е. о том, что отвечает определенным потребностям, интересам, намерениям, целям и планам человека [2].
В ценностной структуре личности можно выделить три группы: ценности, эталоны и идеалы. Собственно ценности представляют собой явления и предметы, заключающие в себе определенное социокультурное содержание. В качестве эталонов выступают материальные или духовные образования, обладающие социокультурным содержанием (эталонные меры, эталонные произведения искусства и т.д.). Идеалы выражают саму сущность человека в его представлениях о должном.
Идеал можно рассматривать как проект будущего, которое представляет определенный интерес для человека и является желательным или даже необходимым. Являясь ключевым звеном какой-либо идеологической системы, идеал направляет человека, задавая ему нормы поведения. Это не нравственный, интеллектуальный или религиозный образ желаемого, оторванный от реальной действительности, а продукт самой действительности, ее конкретно-исторических противоречий. Связь идеалов с исторически сложившимися интересами социальных групп очевидна. Любая идеология, в том числе и та, которая апеллирует к общечеловеческим или надклассовым целям и задачам, оказывается при ближайшем рассмотрении выражением определенных социальных интересов.
Своеобразными ориентирами и некими идеалами в духовной культуре человека служат идеи гуманизма, открывающие путь познания к себе как к существу духовному, свободному и разумному. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «гуманизм» рассматривается как человечность в общественной деятельности и в отношении к людям. В Большом энциклопедическом словаре этот термин трактуется как признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманизм не концентрируется на отдельных нравственных ценностях или принципах, этика гуманизма – это этика человечности. Гуманистические ценности представляют значимую систему взглядов, убеждений и принципов людей на определенные духовно-нравственные ценности, которые регулируют и детерминируют мотивацию и поведение личности в социальной сфере.
Нравственные ценности, пронизывая все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений, находятся в центре гуманистического мировоззрения. Они отражаются в таких привычных и обыденных категориях, как добро и зло, совесть и справедливость, любовь и уважение, в моральных нормах и принципах, регулирующих общественные отношения.
Итак, моделируя представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе, средства массовой информации призваны выполнять важную роль в формировании целевых ориентиров, ценностных установок, нравственности и социальной активности граждан. Истинная журналистика, построенная на принципах гуманизма, провозглашает свободу слова не как право на подкуп, безнаказанность зла и тиражирование клеветы, а реальную возможность гражданского выбора, право человека на доступ к достоверной социально значимой информации, формирующей систему нравственных ценностей молодого поколения, свойственных национальной культуре и народным традициям.