В целом сведения о затратах требуются для определения, контроля и принятия решений по управлению оперативно-хозяйственной деятельностью предприятия. Анализ себестоимости выявляет различные виды расходов, определяет пути их регулирования. Он позволяет выяснить, какие затраты какими решениями обусловлены; определить динамику затрат: каким именно образом она воздействует на себестоимость и на себестоимость единицы в зависимости от объема производства.
Знание того, какими бывают затраты и каковы тенденции их изменений, способствует принятию мер по повышению эффективности деятельности предприятия и постепенному снижению расходов. Анализ себестоимости необходим для решения многих вопросов: для оценки факторов рентабельности, определения будущих направлений деятельности, оценки производственных запасов, распределения и минимизации затрат, для определения уровня безубыточности и т.д.
1.3 Концепции управления расходами на предприятии
Концепции управления расходами предполагают расширенный анализ затрат и управление ими, при котором становятся более ощутимыми, четкими и оформленными стратегия дальнейшего развития предприятия.
В финансовом менеджменте выделяют следующие основные концепции управления расходами:
концепция затратообразующих факторов;
концепция добавленной стоимости;
концепция цепочки ценностей;
концепция альтернативности затрат;
концепция трансакционных издержек;
концепция ABC;
концепция стратегического позиционирования.
Стратегии управления расходами на предприятиях и организациях основаны на перечисленных концепциях.
Концепция затратообразующих факторов является традиционной для большинства видов предпринимательской деятельности.
В основу концепции положены функциональные (операционные) и структурные затратообразующие факторы.
Возможность предприятия эффективно осуществлять свою деятельность тесно связана с функциональными (операционными) факторами. В состав функциональных факторов включаются все виды ресурсов (мощностей) внутри предприятия и эффективность их использования, а также наиболее полное участие рабочей силы в процессе постоянного совершенствования, системное управление качеством, рациональность планирования, максимально полное использование связей с контрагентами в плане цепочки затрат фирмы. Функциональные факторы соизмеряются пропорционально с показателями деятельности компании.
Структурные факторы включают в себя — масштаб деятельности и объем инвестиций, горизонтальное и вертикальное совмещение, кривая опыта производственного объекта, технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат, сложность, обусловленная широтой ассортимента изделий и услуг. Любой из этих факторов представляет собой выбор компании, управляющей цепочкой затрат. При определенных допущениях возможно определение следствия влияния на себестоимость каждого такого фактора. В отличие от функциональных факторов, структурные факторы не соизмеряются пропорционально с показателями деятельности компании.
В практической области как на Западе, так и в России, рассматривается главным образом зависимость поведения затрат от функциональных факторов.
Концепция добавленной стоимости также широко распространена в западной экономической теории и практике. Концепция добавленной стоимости подразумевает рассмотрение составных частей затрат на всех стадиях добавления стоимости, начиная с приобретения сырья и материалов и заканчивая реализацией собственной продукции, работ и услуг. Ключевым моментом такого подхода к управлению расходами является максимизация разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией, соответственно из сферы внимания аналитиков выпадает большая часть материальных затрат, что немаловажно для материалоемких отраслей.
Концепция цепочки ценностей исходит из необходимости выхода за пределы фирмы для эффективного управления расходами и переносит акцент в анализе затрат на процессы, происходящие за пределами фирмы. Многие управленческие решения могут быть не реализованы из-за их несогласованности с цепочкой ценностей поставщиков; опускаются возможности использования связей с клиентами, так как для успешного позиционирования на рынке необходимо учитывать не только собственные расходы, но и расходы потребителя после покупки товара или получения услуги.
Концепция цепочки ценностей, таким образом, основывается на расширительном подходе к формированию и управлению расходами и предлагает учитывать затратообразующие механизмы по всей цепочке ценностей в рамках согласованного набора видов деятельности, начиная от исходных источников сырья и заканчивая готовой продукцией или услугами, полученными конечными пользователями.
Концепция альтернативности затрат, или затрат упущенных возможностей, основывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, и практическая реализация всякого управленческого решения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта.
Действие данной концепции распространяется:
на текущие операционные расходы;
на принятие финансовых решений текущего характера;
на организацию внутрифирменного управления;
на принятие и проведение инвестиционных решений.
Activity Based Costing (ABC) — название нового подхода к расчету себестоимости, получившего широкое распространение в теории и практике анализа функционирования предприятий различного назначения. В дословном переводе «Activity Based Costing» означает «стоимостной анализ, основанный на работах». В отечественной терминологии утвердилось название «функционально-стоимостной анализ».
Кардинальное отличие АВС от существующих методов оценки себестоимости (которые в дальнейшем будут объединены понятием «традиционные методы») состоит в принципе расчета накладных и других косвенных расходов, связанных с производством единицы продукции.
Информация о стратегическом развитии предприятия входит в систему управленческого, финансового и бухгалтерского учета и служит основной идеей стратегического позиционирования.
Хозяйственные операции, осуществленные после принятия альтернативных управленческих решений, находят оценку в традиционной системе бухгалтерского учета. Однако учет не является самоцелью, а служит средством для достижения успеха в бизнесе. Исходя из этого, принятые на предприятии методологии и системы учета оцениваются с точки зрения установленной стратегии развития предприятия.