Вполне логичным при этом является тезис многих исследователей, согласно которому взаимоотношения каждого отдельно взятого человека, представленные в качестве сознательно избираемых и формируемых им связей, по сути дела, являются продукцией неоднозначного индивидуального развития (таковой позиции придерживались, например, В.М. Бехтерев, М.П. Денисова, Н.И. Касаткин, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Немаловажно, что в ряде работ вышеуказанных авторов анализ многостороннего развития личности осуществляется сквозь призму сравнительного анализа применительно к различным возрастным периодам. Их исследовательский подход к данной проблематике принято называть объективно-психологическим.
Что касается научных трудов зарубежных авторов, изучавших возрастные изменения в развитии личности, то особенно интересной является, например, психосоциальная позиция на сей счёт [22].
Сравнительный анализ интересующих нас психологических категорий даёт нам возможность сделать следующие выводы. В отличие от действия отношение:
1) не всегда имеет цель или не имеет какой-то определённой цели вообще (если под целью мы традиционно подразумеваем некую осознанную конструкцию, а не просто бессознательное движение индивида к чему-то желаемому);
2) не может быть произвольным, зависит от согласования между акторами (агентами социального взаимодействия);
3) не является каким-то определённым процессом и, соответственно, не имеет отчётливого пространственно-временного развёртывания (оно проявляет совокупность различных психоэмоциональных и интеллектуальных состояний, а они в свою очередь могут развиваться в контексте большого количества разных процессов, часть которых перетекает из одного в другой, часть пересекается, а часть – актуализируется как будто бы параллельно);
4) не имеет строго определённых культурно нормированных внешних средств актуализации и, соответственно, не может быть репрезентировано и освоено в обобщённых формах; оно всегда индивидуально и предельно конкретизированно.
При всём этом не подлежащей сомнению является закономерность, согласно которой отношение неразрывно связано с действием (как в теоретических измерениях, так и на прикладном уровне). Любые взаимоотношения провоцируют или конструируют определённые действия, сами генерируются, формируются, видоизменяются и преобразуются с помощью различных действий. Личностные смыслы, вкладываемые в процесс общения и взаимодействия в целом, являются структурными компонентами сознания (особенности которого, с одной стороны, предваряют действия, а с другой, – порождаются таковыми), характеризуют главные свойства действий, а также фиксируют результаты таковых. Сформированные взаимоотношения могут выступать и в качестве источника действия, и в качестве его продукта; однако, таковая закономерность не является абсолютной и повсеместной, потому что далеко не всегда отношение выражается сквозь призму внешней активности личности.
Вслед за признанными специалистами в области возрастной психологии выделим три основных вида межличностных отношений:
1) познавательные отношения. В процессе развития таковых другой идентифицируется как предмет познания. В данном контексте другой человек предстаёт как предмет восприятия, понимания или познания. Наиболее ёмко данный вид проанализирован в трудах А.А. Бодалева и его последователей;
2) эмоциональные отношения (или аттракции); здесь другой является предметом определённой симпатии. Основной задачей научных работ, исследующих данную сторону, является анализ механизмов детерминации эмоциональных взаимоотношений между двумя людьми на разных этапах развития таковых взаимоотношений;
3) практические отношения; в данном контексте другой идентифицируется как предмет воздействия. Соответствующее направление психологических исследований в наибольшей степени приближено к непосредственным практикам человеческих взаимоотношений и апробируется, развивается преимущественно в русле психотерапии[20].
Кроме того, следует отметить, что исследователь Г.А. Ковалёв выделяет три модели воздействия одного человека на другого:
1) объектная (или императивная);
2) субъектная (манипулятивная);
3) субъект-субъектная (диалогическая или развивающая) [17].
Для более-менее успешного функционирования личности в качестве социальной единицы ей необходимо общение в определённых сферах и различных коммуникативных кругах, которые адекватны её возрастным особенностям, удовлетворению естественных и культурных потребностей, общепринятым в актуализированных социальных группах нормам, правилам и стереотипам коллективного и индивидуального поведения. Вполне закономерным является то обстоятельство, что система межличностных взаимоотношений, отображая формы и содержание непосредственного общения разных людей, фактически обеспечивает приемлемые условия для полноценной социализации личности в различных сферах её коммуникаций.
Под общением в целом мы подразумеваем достаточно сложный и неоднозначный процесс интеллектуального и психоэмоционального обмена информацией, версифицированной энергией между различными людьми. На него оказывают определённое воздействие генезис и развитие межличностных и групповых отношений, нередко они предопределяют сам его характер (схема 1).
Межличностная привлекательность
Общая и экспериментальная психология.Курсовая работа / 70ия
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.