Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Общая характеристика концепции архетипов К. Юнга

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Особенность архетипа в бесконечной вариативности его проявления, невозможности его простого, жесткого определения в виде текста. И в то же время в наличии некоего общего, позволяющего узнавать каждый архетип во всех его проявлениях. Примерами архетипов могут служить понятия Бога, любви, обобщенные понятия отцовского и материнского начала и т.д.»
Проявленность архетипа в нашем мире на самых различных понятийных, смысловых, семантических и символических срезах. Он может быть представлен как текст-описание, понятие, принцип, изображение, геометрический, звуковой или цифровой символ и т.д. При этом на каждом срезе или проекции архетипа, в силу его многомерной природы, ему может соответствовать целое множество внешне различных образов.
При классификации архетипической информации и, соответственно, при её использовании для моделирования поведения человека и общества, а также при употреблении адекватных архетипических символов в нашей повседневной жизни возникают довольно значительные трудности. Одна из них связана с огромным количеством архетипической информации и невозможностью её «полного собрания сочинений». Поэтому сразу оговоримся, что приведенная здесь классификация архетипов не может быть исчерпывающей.
Исследователи насчитывают в мировой культуре сотни, если не тысячи различных архетипов, однако можно выделить основные кирпичики, из которых созданы все остальные.
Прорывом в понимании природы архетипов стало открытие Юнгом несколько видов восприятия информации: логическое (T) и образное (F) (эмоциональное), сенсорное (S) (акцент на органы восприятия) и интуитивное (N) (акцент на воображение).
Кроме того, он выделил две установки человеческой психики: экстравертная (E) (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено вовне, на объекты внешнего мира) и интровертная (I) (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект).
Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.
Таким образом, пространство архетипов можно в первом приближении описать трехмерной моделью, где дихотомическими осями являются экстраверсия – интроверсия, логика – этика, сенсорика – интуиция.
Плоскость «эктсраверсия – интроверсия / логика – этика» представлена архетипами: Любовник, Герой, Славный малый и Мудрец (о конкретных архетипах будет сказано чуть ниже), тесно связанными с античными представлениями о типах темперамента.
Плоскость «эктсраверсия – интроверсия / сенсорика – интуиция» представлена архетипами Правитель и Хранитель (прагматики), а так же архетипами Ребенок и Искатель (романтики).
Плоскость «логика – этика / сенсорика – интуиция» представляет собой по сути разработанную А.Маслоу пирамиду потребностей.
Сначала сектор ST – потребность в действии, обеспечении питания и защиты. Затем сектор SF – потребность в самоидентификации – кто я на самом деле. Потом FN – потребность в социализации, осознании себя частью большего. А после этого NT – потребность в самореализации.
Если перенести плоскость потребностей на сферу деятельности человека, то получаем, что потребности сектора ST выражаются в таких видах деятельности, как производство, управление, армия; сектора SF – в торговле и сервисе; FN – искусстве, воспитании и моде; наконец, NT – науке. Практика показывает, что архетипы одной дихотомической шкалы не могут быть одинаково хорошо развиты в рамках единого образа. Например, не может быть одинаково хорошо проявлена логика и этика.
Согласно построенного нами трехмерного пространства, получаем восемь базовых архетипов, каждому из них соответствует определенный стиль поведения человека, тип эмоционального переживания, бессознательный прогноз развития событий, вкратце представим их в виде таблицы и дадим описание их характеристик.
Таблица 2.
Базовые архетипы по К.Юнгу
№ Архетип Ценности Проявление архетипа Мотивация
1 Повелитель, правитель (ES)

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.