В-шестых, художественный образ самодостаточен, поскольку представляет собой форму выражения содержания в искусстве. Из этой особенности образность становится объективной предпосылкой для различных интерпретаций. Множественность толкования художественного образа обусловлено бесконечностью замыслов, которые вкладывает в этот образ автор. Множественность толкований образа отражает еще и такую черту его как недосказанность, которая придает литературному образу таинственность, наделяет его смысловой глубиной.
Художественный образ, как пишет Н.Д. Тамарченко, «”кажимость” <…>, не существующее в первичной реальности, но существующее в воображении – в замещающей (вторичной) реальности» . Тамарченко Н.Д. отмечает следующие особенности художественного образа с эстетических позиций, исходя из семиотической природы знака этой «кажимости» образа, который: «принадлежит какой-то системе образов, выступающей в роли художественного языка», «служит воображенным аналогом какой-то иной действительности», «обладает какой-то концептуальностью (смыслом)» .
Образом, как чувственным представлением определенной идеи, могут различные объекты, представленные в литературном произведении. Зрительные образы – пейзаж, интерьер; слуховые — шум ветра, шелест камышей; обонятельные — запахи духов, ароматы трав; вкусовые — вкус хлеба, росы; образы осязательные – прикосновения; кинетические — имеющие отношение к движению. То есть художественным образом выражаются различные предметы пейзажа, интерьера, события и поступки литературных персонажей, — все, что обладает наглядностью (чувственным обликом), наделено смыслом и четкой логикой самораскрытия.
«Ариадниной нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, — пишет Л.В. Чернец, — является, прежде всего, творческая концепция, идея произведения; именно она создает единство самых сложных композиций». Концепция определяет значение персонажа как характера. Таким образом, перед читателем возникает «ряд героев, каждый из которых по-своему выражает авторское представление о человеке. И, следовательно, по логике предшествующего рассуждения, непосредственнее всего это представление выражено именно системой образов человека или системой персонажей». Главные герои произведения занимают центральное положение в сюжете, поскольку через них автор реализует свою творческую концепцию. Помимо главных героев в структуре произведения существуют и другие персонажи, ввод которых в ход повествования мотивируется сюжетом. Группирование второстепенных персонажей вокруг главных героев образует важное свойство общей структуры – иерархичность.
Второстепенные персонажи могут служить автору вспомогательной силой для понимания главного проблемного героя, раскрытия его характера, что образует систему противопоставлений и параллелей.
Таким образом, художественный образ это форма художественного мышления, которое, при помощи различных специфических черт способно изобразить яркий образ, придающий художественному материалу актуальность и оригинальность. Важность изучения образа в поэтике писателя сквозь призму его художественных установок неоспорима, поскольку их понимание является важнейшим показателем объективности прочтения, а также ориентиром в различных критических интерпретациях, которые пополняются каждый раз в процессе своего формирования и актуальности художественного материала.
Образы силы в рассказах Хемингуэя «Старик и море» и Астафьева «Царь-рыба»
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.