Исследования других авторов указывают на существенную роль мотивации достижения в формировании самосознания спортсменов. Так, установлено, что доминирующим мотивом для спортсменов различной направленности является достижение высоких результатов в спорте, самосовершенствование, повышение авторитета в глазах окружающих, возможность устанавливать новые отношения, а также – получение удовольствия и удовлетворения от занятий спортом.
Я.В. Гиряков подчеркивает наличие психологической особенности, характерной для спортсменов: зависимость уровня самосознания от интенсивности тренировочной деятельности. Исследования, проведенные среди представителей разных видов спорта, показали, что чем выше режим тренировочной деятельности, двигательной и эмоциональной активности, тем выше самоуважение и самоуверенность спортсменов. Чем выше темп тренировочной активности, тем эффективнее наблюдается рост спортивного мастерства. При этом автор выделяет наличие положительной корреляции между темпом деятельности и ожиданием положительного отношения окружающих, а также ожиданием признания. Таким образом, в сознании спортсмена закреплено убеждение, что чем усерднее он тренируется, тем большего признания со стороны других достигнет. В этом выражается когнитивная составляющая самосознания и обнаруживаются специфические особенности структуры «Я-концепции» спортсмена. «Ведущим фактором, определяющим специфику формирования позитивного самоотношения выступает процесс совершенствования спортивного мастерства в ходе интенсивной тренировочной деятельности» (Гиряков, 2013, С. 141).
Е.В. Коломийченко отмечает, что у людей, занимающихся спортом и стремящихся к достижению высоких результатов соревновательной деятельности, в значительной степени выражены признаки «присоединяющей» эго-идентичности, связанной со статусом спортсмена и установками на ведение здорового и активного образа жизни. При этом автор делает акцент на наличии гендерных различий в самоотношении юношей и девушек, занимающихся различными видами спорта. Так, «для юношей спорт является механизмом самореализации и обретения эмоционального равновесия, психологической разрядки и удовлетворения от высоких достижений, а у девушек первостепенным является эстетический компонент самоотношения» (Коломийченко, 2017, С. 79).
Таким образом, на основе анализа литературных источников и психологических исследований в области спортивной деятельности, можно сделать вывод о том, что к основным факторам формирования особых личностных образований в образе «Я» спортсменов относятся:
1. Высокий уровень мотивации успеха, побуждающий спортсменов подвергать себя высоким, непрерывным физическим и психическим нагрузкам на протяжении длительного времени. Основной причиной подобной мотивации является стремление к самореализации, самоутверждению, познанию мира, определению своего места и роли в обществе, а также обеспечение материальных, личностных, образовательных жизненных перспектив.
2. Специфика конкурентной борьбы, обеспечивающая признание социального превосходства сильнейшего, что стимулирует стремление к совершенствованию собственных возможностей, постоянному повышению сложности, координированности и точности движений и других качеств, необходимых для победы.
3. Значительное количество и уровень стрессовых ситуаций, создающих необходимость постоянного преодоления трудностей объективного и субъективного характера.
4. Зрелищность, привлекающая многомиллионную аудиторию и обладающая большим потенциалом эмоциональной разрядки.
Образ Я у спортсменов и наркозависимых людей
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.