Одним из первых психологов, в работах которого встречается упоминание и толкование «телесного Я» в структуре психического, был У. Джемс. В структуре личности он выделил две «стороны» Я-осознающее (I) или чистое Ego и Я-эмпирическое (Me) или «я как объект». Однако понимание образа тела, которое нашло свое отражение в современной психологии, психотерапии и психокоррекции, было предложено Полем Фердинандом Шильдером (1886-1940) – австрийским психиатром и психоаналитиком – учеником Зигмунда Фрейда.
Так, П. Шильдер определил «образ тела» как визуальное представление человека собственного тела, где человек формирует данный образ в своем сознании. Это, своего рода, система представлений личности о своем физическом «Я», о своем теле. По мнению П. Шильдера, образ тела — это психический образ, возникающий в межличностном взаимодействии (т.е. данный образ опосредован социумом). Именно П. Шильдер проанализировал данный феномен с точки зрения психоанализа. Он определил, что образ тела включает в себя перцептивные, когнитивные и эмоциональные компоненты, формируется на основе жизненного опыта и отражает мироощущение, особенности личности и ее психологические трудности (В.Кипеть).
Тело трактуется не только как видимое, но и как такое, которое является невидимым. Данный феномен включает как психологические, так и эмоциональные аспекты. Психологические и эмоциональные аспекты взаимодействия оценочной позиции тела и «хозяина» тела, как отмечает В.Мухина, раскрывает теория компенсации К.Г. Юнга, согласно которой «бессознательное или дополняет, или компенсирует сознание, всегда стремится к сбалансированности» (В.Мухина).
Здесь следует заметить, что для Юнга психика всегда представляла единство и борьбу полярностей, будь то направленность психической жизни вовне или внутрь (экстраверсия – интроверсия) или любые другие психические феномены, такие как архетипы (Мать – Дитя; Анимус – Анима; Мудрый Старик – Мудрая Старуха; Персона – Тень). В этом плане аналитическая психология Юнга находится ближе всего к классической немецкой философии и в частности к диалектической философии Гегеля, хотя в своих работах Юнг и не говорил об этом прямо.
Образ тела, который представляется человеком, является символической проекцией его состояния, его личностных особенностей и межличностных взаимодействий. Символ, в свою очередь, является проекцией бессознательного и всегда действует как компенсирующий или комплиментарный элемент применительно к сознанию, в конкретный момент жизни. Вытесненный аспект жизни пытается привлечь к себе внимание сознания компенсирующим символом. Он реализуется в сновидении, в фантазии или рисунке, тем самым стимулируя изменение в сознании (Г.Ферс, с. 37). Таким образом, образ тела играет и компенсирующую и комплиментарную роль в жизни человека.
Формирование образа тела в процессе развития ребенка, а затем и взрослого происходит через различные социальные фильтры: семья, сообщество, этническая или референтная группа, религия и т.п. В результате может создаться образ, который является нереальным, придуманным, сопоставимым с тем, что окружает человека. Общество осуществляет значительный вклад не только в формирование человеческого тела, но и в создание его индивидуального образа, который строится с опорой на закрепленные в культуре критерии оценки. Образ тела является продуктом символической деятельности человека, направленной на осмысление им своего существования, и он динамичен. В частности, происходит постоянное сравнение реального и идеального образа тела. Последний отражает особенности телесного канона — совокупности «установленных правил, норм и пропорций».
На индивидуальном уровне восприятие тела как объекта, проявляется в виде отчуждения (Д. Демидов, И. Энцлер, Э. Кречмер). Его сущность заключается в установлении мнимой дистанции, снижении чувствительности и возможности понимать собственную телесность. Выражаясь иначе, у индивида существует способность переживать «единство телесной и духовной тканей» (И. Энцлер). Собственное тело не всегда осознается в категориях «Я», «что есть Я», а может стать чужеродным, иным. Отношение к телу как к объекту является способом не чувствовать себя, не осознавать свои истинные потребности и стремления, а, значит, жить чужим умом, быть в большей степени управляемым извне, легко поддаваться внешним воздействиям. Данное положение имеет значение для понимания в психологии личностного развития человека: отношение к собственному телу как к объекту тормозит развитие самоидентичности» (И. Энцлер).
Важной составляющей «образа тела» является «предел образа тела» (осознание телесной границы), которая формируется во время телесного контакта и в течение жизни. Понятие «предел образа тела», как замечает А. Соколова, связывают с Фишером и Кливлендом, которые установили взаимосвязь между степенью определенности границ образа тела, особенностями локализации психосоматических симптомов и некоторыми психофизиологическими и личностными характеристиками человека. Исследования показали, что у лиц с высоким уровнем определенности границ образа тела яснее представлены внешние очертания тела в сознании, а также у них более стабильная адаптация, сильная автономия, стремление к эмоциональным контактам. У лиц с низкой степенью определенности границ образа тела в сознании более четко представлены внутренние органы, личностные качества: это слабая автономия, высокий уровень психологической защиты, неуверенность в социальных контактах (Е.Соколова).
Рассмотрим основные представления о понятии «образ тела». Образ тела — это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я». При этом образ тела не является пассивным и «застывшим», раз и навсегда заданным, а наоборот, он является динамичным и, вместе с тем, субъективным, поскольку формируется самим человеком в процессе активной деятельности (Т. Аракелян, И. Энцлер, В.Куницина, А. Тхостов)
Образ тела конструируется человеком из отдельных фрагментов — различных проявлений телесного и осознание его в различных жизненных ситуациях (В. Мухина).
Исследователи утверждают, что сущность человека проявляется в его опыте телесного проживания. Поэтому, образ тела – это психологический термин; в образе тела интегрированы представления о теле как о плоти (физическом объекте) и о теле как телесности (переживании), а это значит, что сам образ тела может выступать как объект, который подлежит эмпирическому наблюдению и исследованию.
Физический образ тела состоит из когнитивных составляющих установок и в целом эти установки находятся в определенной иерархии. Источником оценочных суждений индивида о самом себе, своей телесности являются:
Образ физического Я и эмоциональный интеллект у пациентов с расстройствами шизофренического спектра
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.